Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 21 гость и нет пользователей

   

История

Соколов Анатолий Андреевич

Информация о материале
Родился в 1926 году в г. Новосибирск.
Призван Барабинским РВК.
Старшина.
44 оавиап 5-й Воздушной армии
2-й Украинский фронт.
Демобилизован в 1951 году.
 
ВПЕРЕДИ БЫЛ БУДАПЕШТ…
 

«Видел, друзья, я Дунай голубой,
Занесен я туда был солдатской судьбой.
Видел отважных советских солдат,
Славных друзей и хороших ребят,
Тех, что сраженье на Волге вели,
И на Дунай пришли…»
(из песни)

Родился я в Сибири. В тот год, когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. В семье я был самый младший. Два старших брата ушли на фронт, я им завидовал, но продолжал учиться в школе. Меня приняли в комсомол. Война была суровой и долгой. В 1943 году, семнадцати лет, из 10-го класса средней школы, меня призвали в Советскую Армию.
Быстро прошло время учебы в Купинской авиационной школе пилотов, где программу трехлетнего обучения мы освоили за полгода. И в 1944 году я был уже далеко от Сибири, на 2-ом Украинском фронте, в 44-ом отдельном Уманьском, ордена Богдана Хмельницкого авиационном полку 5-ой воздушной армии. Полк, в котором мне пришлось воевать, летал на легких самолетах По-2 и тяжелых американских Си-47 «Дуглас», выполнял особо важные задания, и летчикам приходилось летать за линию фронта, с посадкой на вражеской земле. Другие осуществляли постоянную связь штаба 2-ого Украинского фронта с передовыми частями и соединениями фронта, летая с офицерами связи. Для этих целей использовались легкие самолеты По-2, которые садились и взлетали с небольших площадок и подходили к линии фронта на малой высоте, что было более безопасно. Выполнялись и другие задания в зависимости от обстановки на фронте.
 


 

Командиром 44-го авиаполка был подполковник Б.Л. Местон, командиром нашей авиаэскадрильи - майор А. Гильдибрант. Оба - опытные летчики, летавшие еще до войны в гражданской авиации. В полку, прошедшем с боями путь от Сталинграда до государственной границы, было много опытных авиаторов.

Войска нашего 2-ого Украинского фронта под командованием генерала армии Малиновского Р.Я. , закончив освобождение родной земли, первыми в войну вышли на государственную границу Родины и вступили на территорию Румынии. Кругом была чужая земля. Немецко-фашистские войска оказывали сильное сопротивление. Народы Европы были еще под фашистским игом. В это время Государственный Комитет Обороны принял постановление, которое давало конкретное указание о поведении советских войск на румынской земле: «Не как завоевательница, как освободительница румынского народа от немецко-фашистского гнета вошла в Румынию Красная Армия, не имеющая других целей, кроме цели разгрома вражеских германских армий и уничтожения господства гитлеровской Германии в порабощенных ею странах». В авиаполку прошли партийные и комсомольские собрания, где зачитывалось это обращение.

В результате разгрома советской армией немецко-фашистских войск в районе Кишинев - Яссы и начавшегося освобождения Румынии Советской армией трудящиеся Румынии под руководством компартии, путей вооруженного восстания, свергли в августе 1944 года фашистскую диктатуру. Румыния порвала с гитлеровской коалицией и повернула оружие против Германии. Румынская армия стала нашей союзницей. Пути вглубь территории Румынии были открыты. Наши войска шли вперед за наступающими передовыми частями, соблюдая строгий порядок и храня высокое воинское достоинство.

Жизнь в освобожденных городах и селах входила в нормальное русло. На румынской земле авиаполк принял участие в боевых действиях по взятию города Плоешти, где добывалась так необходимая гитлеровской Германии нефть. Авиаполку часто приходилось менять аэродромы. Это были передовые аэродромы приданном полку батальоном аэродромного обслуживания для ведения боевых действий. Самолеты перегонялись воздухом, а штаб, технический состав полка, оборудование перевозились автомашинами. Авиаторы полка размещались в населенных пунктах, в жилых домах, проживая вместе с местным населением.

Военные дороги привели меня в Югославию. В октябре 1944 года советские войска совместно с частями народно-освободительной армии Югославии и югославскими партизанами освободили Белград и восточные районы страны. Наступление наших войск на территории Югославии повсеместно поддерживалось югославским населением. И сегодня я хорошо помню, с каким ликованием встречали советских воинов жители городов и сел, от детей до стариков. Югославские крестьяне и горожане выходили навстречу нашим бойцам, предлагая им фрукты, вино. Они считали для себя большой честью, если у них в доме останавливались наши офицеры и солдаты. Воинам уступали лучшие комнаты и старались создать им наибольшие удобства. На могилах советских солдат возлагались живые цветы.

Первыми в пределы Венгрии вступили войска нашего 2-ого Украинского фронта. Борьба за Венгрию была жестокой и длительной. Авиационный полк, в котором я воевал, участвовал в Дебреценской операции. Освободив город Дебрецен, войска фронта развивали наступление в направлении Ньи-Редьхазье. Противник был разгромлен, не задерживаясь в городе, конно-механизированный корпус генерала Плиева продвинулся вперед, но его коммуникации были перерезаны противником. Начались бои в окружении, но боеприпасы были на исходе. На авиацию была возложена задача - оказать помощь окруженным войскам. Летчики нашего полка справились с этим заданием. Самолеты ПО-2 в сложных погодных условиях и осеннюю распутицу совершали полеты с ящиками боеприпасов, с посадкой в районе окруженных войск. Активно действовала истребительная авиация врага. Пять дней и ночей здесь ни на минуту не утихали бои. Каждую ночь летчики полка совершали полеты с боеприпасами. Войска, пробиваясь с боями, вышли из окружения. А впереди был Будапешт. Немецко-фашистское командование приняло все меры, чтобы остановить наступление советских войск на будапештском направлении. В конце октября 1944 года наши войска вышли к Будапешту, Попытки наших войск ворваться в город с ходу, не увенчались успехом. Решено было обойти город. Вражеские войска попали в окружение. Борьба за освобождение Будапешта длилась 108 дней, до 13 февраля 1945 года, была исключительно упорной и ожесточенной. Все эти дни полк базировался на полевом аэродроме у села Надь-Фюгед. Аэродром неоднократно подвергался налетам вражеской авиации.

Была зима, туманы и снегопады мешали полетам, но как только позволяла погода, летчики полка летали в район Будапешта, боевые задания выполнялись. После взятия Будапешта войскам нашего фронта пришлось вести Балатонскую оборонительную операцию. Немцы перебросили из Арденн, с Западного фронта, 6-ую танковую армию СС. Они рассчитывали мощным танковым ударом рассечь войска фронта, окружить и уничтожить их, выйти на Дунай и захватить Будапешт и этим заставить нас перебросить часть наших войск с Берлинского направления. И, действительно, 17 февраля крупная танковая группировка врага нанесла сильный удар по войскам нашего фронта из района Комарно, севернее Дуная, и вынудила наши войска отойти на восточный берег реки Грон.

И только после завершения Балатонской операции, в которой непосредственно участвовал наш полк, войска фронта, во второй половине марта перешли в наступление. В апреле наши войска завершили освобождение Венгрии. Сражения за Венгрию потребовали немалых жертв со стороны Советской Армии. Около полумиллиона наших воинов было ранено, 140 тысяч советских героев навсегда остались лежать в венгерской земле.

Получив ранение, я в это время находился в одном из госпиталей в Венгрии. Выздоровление шло быстро, и, чтобы не попасть в резервную тыловую часть, с помощью однополчан я сбежал из госпиталя и возвратился в свой авиаполк.

Бои шли на Венском направлении. В Чехословакии войсками нашего 2-ого Украинского фронта была освобождена столица Словакии - Братислава. Город бурлил и ликовал в течение нескольких дней. На его площадях состоялись многолюдные митинги. Словаки горячо благодарили Советскую армию за изгнание с родной земли фашистских палачей. Освободителям дарили первые весенние цветы. Каждый день жители больших и малых населенных пунктов Чехословакии торжественно отмечали свое освобождение. Советские войска продолжали свой наступательный марш к столице Австрии - Вене. Штурм Вены начался 6 апреля. В этот день передовые части ворвались на окраину города и завязали уличные бои. Несмотря на ожесточенное сопротивление врага, 13 апреля 1945 года оно было сломлено, Вена стала свободной. Наш 44-ый отдельный авиаполк совместно с другими частями 5-ой воздушной армией еще на подступах к городу нанесли большой урон живой силе и технике врага. Город был сохранен от разрушения. Самолеты полка совершали полеты в Австрию с аэродрома чехословацкого города Трнава. Была весна. Установилась хорошая погода, были хорошие условия для полетов. На аэродроме не прекращались работы и ночью. Одни летали днем, другие - под покровом ночи. Самоотверженно трудился технический состав авиаполка: техники, механики, мотористы, оружейники. Одни готовили исправные самолеты к вылетам, другие - ремонтировали поврежденные.

С аэродрома Трнава авиаполк действовал и в Пражской наступательной операции, которая завершила борьбу Советской армии и патриотов Чехословакии за освобождение этой дружественной нам славянской страны. Столица Чехословакии - Прага была освобождена 9 мая 1945 года. Наша 5-ая воздушная армия наносила удары с воздуха в течение 10 и 11 мая по тем, кто не хотел сдаваться, рвался на запад.

Придунайские страны - Румыния, Югославия, Венгрия, Австрия, Чехословакия были освобождены от фашизма. Войска нашего 2-ого Украинского фронта завершили освободительный поход по пяти странам на юге Восточной Европы.

От Ясс до Вены и западных районов Чехословакии, где мы встретились с американскими войсками, пройдена тысяча сто километров. Памятью об этом походе у меня являются государственные награды, медали: «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и орден Отечественной войны. В этот год, когда окончилась Великая Отечественная война, мне было 19 лет. Войска 2-ого Украинского фронта возвратились на Родину. В то время наш авиационный полк, как и многие другие части, был расформирован. Воины старших возрастов демобилизовались из Советской Армии. Нам, молодым, служить предстояло еще долго. После ранения, полученного в войну, к полетам я был негоден. Из меня получился неплохой авиаспециалист. В послевоенный период авиационная техника совершенствовалась, и ее нужно было грамотно обслуживать. Теперь я служил в истребительной авиации. Небо Родины должно надежно охраняться и в мирное время. Сначала служба проходила на Украине, потом - под Москвой. Здесь часть, в которой я служил, освоила новую авиатехнику - реактивные самолеты-истребители МИГ-9. Служба в истребительной авиации Московского района противовоздушной обороны страны была почетной, но и ответственной. По вине империалистов США в мире было уже неспокойно. Требовалось отличное знание новой авиационной техники и постоянная боевая готовность.

Меня приняли в ряды коммунистической партии. Реактивные самолеты истребители под командованием командира нашей авиационной части, Героя Советского Союза подполковника Постнова А., в один из праздников пронеслись над Красной площадью, они были участниками воздушного парада. Это была заслуга всего летного и технического состава авиачасти, освоившего новую боевую реактивную технику. Небо Москвы было в надежных руках. В 1951 году, после восьми лет службы в Советской Армии, я возвратился в Сибирь.
 
Участник Великой Отечественной войны
Соколов Анатолий Андреевич
Из архива музея войны и труда КХЗ. 1 марта 1988 г.


 

Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).