История
С надеждой на возрождение (2)
- Информация о материале
- Опубликовано: 20.05.2010, 05:00
- Просмотров: 3416
По времени существования и развития Каинск входит в число 43% исторических городов России, которые были созданы и получили статус города в период Екатерининских реформ (вторая половина XVIII века).
Сложившаяся в России градостроительная практика, будучи основой формирования сибирских городов, с обычным набором и взаиморасположением атрибутов городского пространства (православным Собором, Кладбищенской церковью, Городовой Ратушей, купеческими и обывательскими домами, питейными заведениями, постоялыми дворами и лавками), отражаясь в просторах Барабинской степи, отзывалась лаконизмом декора и упрощенной регулярностью улиц.
Сложившаяся в России градостроительная практика, будучи основой формирования сибирских городов, с обычным набором и взаиморасположением атрибутов городского пространства (православным Собором, Кладбищенской церковью, Городовой Ратушей, купеческими и обывательскими домами, питейными заведениями, постоялыми дворами и лавками), отражаясь в просторах Барабинской степи, отзывалась лаконизмом декора и упрощенной регулярностью улиц.
Такая особенность создания удаленных от имперского центра новых поселений на основе готовых форм регулирования (отраженных в своде Российских законов, Высочайше Утвержденных Городовых положениях и Строительных Уставах) в сочетании с неповторимыми природно-климатическими условиями позволяет говорить о специфике малых исторических городов Сибири. Однако, историки, а также многие специалисты-градостроители, часто недооценивают "провинциальную" ветвь культурного наследия, как второстепенную и недостойную освещения. Памятники провинциального зодчества сплошь и рядом уничтожаются как малоценные, чтобы дать место новым (зачастую тоже провинциальным, но в худшем смысле этого слова, или типовым).
Об этом говорит печальный опыт Керчи, Вологды, Чернигова и ряда других городов. Но особенно это характерно для исторических городов Сибири, где на слом идут средовые постройки (Тара, Омской области). Машина "избирательного восприятия" архитектурной среды не останавливается. Сортировка историко-архитектурного наследия на "шедевры" и "малоценные постройки", на "классику" и "неклассику" - является серьёзной ошибкой и чревата невосполнимыми утратами.
Памятник зодчества, должен мыслиться частью среды, как материальной, так и этнокультурной, аккумулирующей духовный опыт предшествующих поколений.
Понимание городской среды через призму развития города в целом, связано с тем, "...что в архитектуре отдельных зданий и комплексов все активнее проявляется сам город.... Процесс наслоения традиций в городском пространстве сообщает черты уникальности, неповторимости тем городским постройкам, которые, будучи взяты вне их конкретного городского окружения,сами по себе не обладают какими-либо выдающимися архитектурными достоинствами. Подобное повышение значимости городской среды... становится важным фактором формирования социальной жизни, повседневной деятельности людей в городской среде... Жители городов несут в своем поведении, своей психологии отпечаток той пространственной среды, которая их окружает. Одним словом, мы создаем города, а потом города создают нас самих" (1).
1 - Коган Л.Б. Быть горожанином. М.: Мысль, 1991, с.147-170.
Гусаченко Л.Н., Матвеева Л.Н., Тимяшевская Л.В.
Каинск исторический. Новосибирск, 1995.
*Продолжение следует
Каинск исторический. Новосибирск, 1995.
*Продолжение следует