Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 38 гостей и нет пользователей

   

История

Тимофеев Валентин Николаевич

Информация о материале Родился в 1919 году в г. Владивосток.
Судовой моторист 2 класса. Танкер «Донбасс».
Дальневосточное морское пароходство
Трагически погиб 9 мая 1984 года.
Похоронен в г. Куйбышев Новосибирской обл.

Пусть живет в веках

 «Родился в рубашке» - так говорят о человеке, которому во всем везет. Слушая рассказ Валентина Николаевича Тимофеева, я думал, а можно ли так сказать о нем?

Более тридцати лет прожил Валентин Николаевич в Куйбышеве. Прирос он к нашему городу прочно, всеми своими корнями. Здесь живут его сыновья, невестки, внуки и внучки. Они только по рассказам отца и деда знают о его далекой родине - Владивостоке.

Судьба Тимофеева связана с историческими событиями, которыми отмечен был XX век в нашей стране. Когда ему было всего полтора года, на гражданской войне погиб его отец. В восьмилетнем возрасте он потерял мать. Рос мальчишка с дедом. А другой родни у него не было. Как и все владивостокские мальчуганы, мечтал Валентин о море. А когда исполнилось ему 13 лет, взяли его юнгой на корабль. Поступил затем в мореходное училище, приобрел специальность механика. И, казалось, ждет его впереди интересная, счастливая жизнь... Это был 1941 год. Военные действия велись в глубине нашей страны, когда Валентин на недавно отремонтированном танкере «Донбасс» (в ремонте его участвовал и Тимофеев) начал совершать рейсы в Америку, Англию, Аргентину.

Каждый такой рейс был связан со смертельным риском. Ведь и не сосчитать, сколько наших кораблей, прошитых торпедами немецких подводных лодок, подорвавшихся на минах, покоятся сегодня на морском дне.

В 1942-м танкер «Донбасс» в составе союзнического каравана должен был совершить далекий поход. Когда Валентин прощался со своей женой Аллой и трехмесячным сыном, то не знал, что встретиться придется с ними только через долгих пять лет.

Семнадцатый трансатлантический - полярный конвой PQ-17, о судьбе которого сегодня известно всему миру, закончился трагически: спастись от немецких эсминцев, подлодок и самолетов удалось только 12 судам. Среди них - танкеры «Донбасс» и «Азербайджан». Но в дальнейшем не повезло и «Донбассу»: на пути в Англию он был атакован фашистскими кораблями.

Из полусотни человек команды в живых осталось меньше половины. Среди них и Валентин Тимофеев. Опустив на воду плот и шлюпку, моряки пытались скрыться от немцев. В шлюпке были свободные места. Валентин решил, было, перебраться в нее, но замешкался - это и спасло ему жизнь. Все, кто находился в шлюпке, погибли. А 16 моряков, оставшиеся на плоту, были захвачены в плен. Да, тогда ему просто повезло. Хотя неизвестно, что хуже - холодные морские волны или печь крематория.

Концлагеря в Норвегии, Польше. Их «прелести» советский моряк Валентин Тимофеев испытал в полной мере. Но он не отчаялся, не замкнулся в себе, потому что не ставил перед собой цели - только бы выжить. В концлагере под Гданьском существовала подпольная организация. Приняли в нее и Валентина. Он вел беседы с теми, кто пал духом, ободрял их, помогал, чем мог. А как важно было в тех страшных условиях почувствовать плечо друга.

Но нашелся в среде военнопленных отщепенец, который выдал Валентина гестапо. После зверских побоев его бросили в одиночку, где Тимофеев пробыл полгода. А затем отправили в лагерь Штуттгоф - филиал лагеря Бухенвальд. На его груди был пришит длинным углом вниз красный треугольник - подлежит уничтожению в первую очередь. Но и здесь Валентин не прекратил подпольной деятельности. Выжить помогала ему глубокая вера в победу.

Подходила очередь к отправке в крематорий очередной 27-й тысячи узников. А у Тимофеева был номер - 26240. И спустя сорок лет Валентин Николаевич хорошо помнил его. Мог без запинки сказать его не только на русском, но и на немецком языке.

Спастись ему помогли польские военнопленные. Ночью, сняв номер с робы умершего друга, они пришили его на куртку Тимофеева и устроили его на этап, отправлявшийся в Данциг. Так во второй раз Валентин избежал смерти. Скажут - повезло. Но не в везении дело. Не одному узнику помог веселый, неунывающий советский моряк. А за добро платят добром.

Когда военнопленных начали загонять на баржу, налетели самолеты. Валентин вместе со своим напарником, с которым был скован цепью, бежали. В дальнейшем он случайно узнал, что налет совершили советские ночные бомбардировщики - «кукурузники».

После побега прошло несколько суток. Беглецы буквально умирали от голода. Вдобавок его напарника во время побега ранили. Сам, еле передвигающий ноги, Валентин тащил его на себе. Казалось, упадешь и не встанешь. Но велика была у моряка жажда жизни.

- Хенде хох! - раздалось неожиданно за спиной беглецов.

- Ну, все, опять к немцам попали, - обреченно сказал товарищ Валентина.

- Смотри, да они по-русски говорят, - раздалось из кустов. Это были наши разведчики.

После войны Валентин Николаевич вернулся во Владивосток, где его ждала жена. В 1942 г. она получила извещение, что ее муж: пропал без вести. Но без вести - еще не погибший, это и помогало Алле Ильиничне надеяться на лучшее.

Здоровье у Тимофеева было неважное: туберкулез, отбитое легкое. Он начал лечиться, однако работы не прекращал. А когда немного подлечился, вновь ушел в плавание - не в его характере оставаться на берегу.
Но после его возвращения из Мексики врачи запретили ему и думать о море. Тогда Валентин Николаевич возглавил бригаду по ремонту кораблей, чуть позже он подал заявление в партию. Однако недолго пришлось поработать ему и в бригаде.

Стрела плавкрана уже повисла над люком корабля, когда Тимофеев увидел, как лопнул один из тросов, державших груз. Буквально на ниточке были и другие.

«Оборвется груз, раздавит людей», - мелькнула мысль у бригадира. Долго не раздумывая, он прыгнул с высокого борта корабля на площадку плавкрана, успел крикнуть подбежавшим рабочим, чтобы отводили кран, и упал от рванувшей тело боли.

После долгой болезни врачи посоветовали уехать из Владивостока - влажный климат стал Тимофееву вреден.

Так вот и оказалась семья Тимофеевых в Куйбышеве. Немного оправившись от болезни, Валентин Николаевич пошел работать. В то время в нашем городе началось строительство Барабинской ГРЭС. И вновь Тимофеев в первых рядах, но уже строителей. Ему было доверено пустить в эксплуатацию первую турбину станции.

С тех пор прошло более 30 лет. Семь лет назад Валентин Николаевич должен был уйти на пенсию. Но и сегодня он продолжает трудиться, возглавляет бригаду в цехе централизованного ремонта. Работа не из легких, требует большого напряжения сил. Но Валентин Николаевич никогда не сорвется, не накричит на подчиненных, хотя, бывает, и вспылит. Но никогда не позволит себе оскорбить человека, тем не менее, нарушители в бригаде и в цехе его побаивались, знали, что спуску не даст.

У Валентина Николаевича всегда свой взгляд на вещи. И если уверен, что прав, точки зрения не изменит. «Нашего деда не переспоришь», - говорят рабочие. «Дед» - так называют на станции Тимофеева. Но не седина, коснувшаяся волос, тому причина, а неподдельное уважение к этому, пережившему столько, что хватило бы на двоих, но обладающему большой жаждой жизни человеку.
 
В. Щербаков
«Трудовая жизнь» №74 от 9 мая 1984 г.
В кн.: Солдаты Победы. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.
 


ТАНКЕР «ДОНБАСС» В КОНВОЕ PQ-17

Танкер «Донбасс»
Место постройки: Николаев
Год постройки: 1935
Скорость в узлах: 11,5
Водоизмещение: 11,0 тыс. тонн
Род двигателя: ДВС
Род топлива: жидкое
Вооружение: 2 пушки, 6 крупнокалиберных пулеметов

Танкер «Донбасс» под командованием капитана М. И. Павлова в составе конвоя PQ-17 следовал в порт Архангельск. В его танках находилось 10 тысяч тонн льняного масла.

День 4 июля 1942 года для экипажа танкера был очень тяжелым, потребовавшим от моряков большого мужества, напряжения сил. Звонки громкого боя прозвучали вовремя: низко на горизонте появились торпедоносцы, шедшие на большой скорости. Их было не менее пятидесяти. Когда самолеты приблизились к танкеру на расстояние орудийного выстрела, капитан М. И. Павлов отдал команду: «Открыть огонь по противнику».

Моряки встретили врага мощным огнем. Прямым попаданием снаряда из кормового орудия, которым командовал второй помощник капитана М. Р. Кравец, один из торпедоносцев был сбит. Не успев сбросить торпеды, с работающим мотором он упал недалеко от борта. Огнем из крупнокалиберного пулемета моторист В. П. Хачко прорезал корпус второго торпедоносца, который, также не сбросив торпед, упал в воду. Это была вторая победа моряков танкера «Донбасс».

Капитан М. И. Павлов удачно маневрировал судном, уходя от торпед. Но вот одна из них вышла прямо на танкер. Еще несколько секунд, и она взорвется в корпусе судна. И тогда командир орудия М. Р. Кравец делает выстрел по воде, по курсу движущейся торпеды. Снаряд падает впереди нее, и от его взрыва она меняет свое направление, проходит мимо танкера.

- Спасибо, орлы, за вашу работу. Поздравляю с успехом, - передал капитан по телефону кормовому расчету.
Как только корабли охранения оставили караван и торговые суда получили право самостоятельного плавания, капитан М. И. Павлов проложил курс на север, с расчетом дойти до кромки льда и, придерживаясь ее, повернуть на восток к Новой Земле, а затем уже следовать на юг.

Через день вахтенные «Донбасса» заметили на поверхности моря три спасательные шлюпки. Приблизившись к ним, команда подняла на борт 51 моряка с потопленного американского транспорта «Даниэль Морган». Больным была оказана медицинская помощь. Капитан американского транспорта сердечно поблагодарил моряков «Донбасса» за спасение и заботливое отношение. Он выразил желание спасенных членов экипажа участвовать в сражении с врагом и нести вахты наравне с советскими моряками.
На подходе к родным берегам, когда казалось, что опасность миновала, над «Донбассом» вдруг появился фашистский «юнкерс». Он дважды атаковал танкер. Во время второго захода снаряд, посланный американскими артиллеристами, разорвался близко от самолета, который сразу же вышел из пике и с дымящимся мотором, теряя высоту, удалился в сторону норвежского берега.

За небольшой отрезок времени моряки двух союзных стран научились отлично понимать друг друга. И когда мимо «Донбасса», стоящего уже на рейде Архангельского порта, проходили корабли союзников, иностранные моряки с восхищением кричали: «Рашен танкер! Виктори! Виктори!»

М. И. Павлов специальным рапортом доложил военно-морскому атташе США о достойном поведении американских моряков и выразил им искреннюю благодарность от экипажа «Донбасса».

За время этого боевого рейса отличились старший механик М. М. Федоров, третий помощник капитана М. Н. Опарин, третий механик И. Д. Малахов, мотористы Ф. И. Лаврентьев, М. К. Нилов, Н. П. Галкин, В. Н. Тимофеев, старший помощник капитана В. Е. Быстрых, боцман Т. С. Чернухин, матрос Б. М. Васильев и многие другие.

За отличное выполнение задания Советского правительства и проявленное мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил многих членов экипажа танкера «Донбасс» орденами и медалями. Кроме того, за этот рейс капитан М. И. Павлов был награжден английским орденом «За боевые заслуги».
НЕРАВНЫЙ БОЙ

4 ноября 1942 года танкер «Донбасс» под командованием капитана В. Э. Цильке снялся из бухты Белужьей на Новой Земле и последовал на Исландию.

На следующий день примерно на траверзе пролива Маточкин Шар «Донбасс» подвергся нападению фашистского бомбардировщика. Встречный огонь артиллеристов танкера и своевременные маневры судном заставили воздушного пирата сбросить авиабомбы вдали от судна и скрыться.

7 ноября неожиданно из надвигающихся сумерек появился военный корабль и с большой дистанции обрушил на танкер артиллерийский огонь. Экипаж «Донбасса» вступил в неравный бой с многократно превосходящим по силе и боевым средствам фашистским военным кораблем. От вражеских снарядов вышли из строя все агрегаты машины, прервалась внутренняя связь, в топливных танках загорелась нефть. Огнем охватило машинное и котельное отделение. Вскоре загорелись кормовые, а затем и центральные надстройки.

Видя, что судно не тонет, а экипаж продолжает отстреливаться, фашисты выпустили две торпеды, которые переломили танкер пополам. Носовая его часть отделилась от корпуса и пошла ко дну, а кормовая, охваченная огнем, еще держалась на плаву. Это произошло на двадцатой минуте от начала сражения с немецким пиратом. Через пробоины в корпусе забортная вода стала быстро поступать внутрь, и кормовая часть танкера начала медленно погружаться в воду.

Фашистский корабль не прекращал обстрела, хотя его жертва была обречена. Но и моряки «Донбасса» вели огонь до последней минуты. Из-за большого расстояния их снаряды не достигали цели, и фактически танкер находился в положении расстреливаемого.

Видя безвыходность положения, капитан В. Э. Цильке приказал всем оставшимся в живых морякам покинуть судно. Когда ответный огонь с танкера прекратился, военный корабль перешел с левого борта на правый и, используя отсвет пламени, приблизился и стал обстреливать из пулеметов плавающих в воде моряков.

Сделав свое гнусное дело, фашистский рейдер прекратил огонь и скрылся в темноте. Оставшиеся в живых моряки «Донбасса» оказались на легком плоту без запасов пресной воды и продуктов. Под действием свежего ветра плот как легкую песчинку понесло на север Баренцева моря.

Однако фашистам нужны были доказательства их разбойничьей «победы». Освещая прожектором плот, они подошли вплотную и бесцеремонно подняли на борт своего корабля изможденных моряков. Тех, кто был ранен или находился в тяжелом состоянии, оставляли на плоту. Шестнадцать моряков с «Донбасса» втолкнули в носовой кубрик, где уже находились моряки с потопленных английских и американских судов.

9 ноября 1942 года пленных доставили в порт Альта (Северная Норвегия) и сдали береговой охране, а потом погнали в лагерь для военнопленных. В феврале 1943 года их переправили в Гдыню (Польша) и поместили в концлагерь для моряков. Здесь они пробыли до 1945 года. В это время Советская Армия уже громила гитлеровских захватчиков по всему фронту, и в конце марта советские моряки были освобождены из фашистского плена и вернулись на Родину.
 
В кн.: Руднев Г.А. Огненные рейсы.

Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).