Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 133 гостя и нет пользователей

   

История

Под чужим именем: Учитель Кирибаев (2)

Информация о материале
    *Продолжение
     Павел Петрович, не будучи опытным конспиратором, тем не менее, действовал весьма умело. Принципиально важным было решение не оставаться ни в Камышлове, ни в Екатеринбурге, ни на Урале вообще, а отправиться в далекую Сибирь, ее глубинку. Здесь его знали многие, могли быстро опознать и выдать властям. В Сибири же, где он не бывал, возможность встречи со знакомыми недоброжелателями сводилась к минимуму, тем более, если выбрать для жительства глухое место и переменить фамилию. С большими предосторожностями, преимущественно пешком, Бажов преодолел путь от Перми до Екатеринбурга. Переночевал у друга. Сбрил бороду. Поездом добрался до Камышлова, к семье. И здесь основательно продумал дальнейший план действий. Он сориентировался на Томскую губернию. Друзья помогли по-зимнему экипироваться, получить документы на имя торгового агента Кирибаева.
 
     Сам Павел Петрович так описывал обстоятельства отъезда в холодном вагоне: "Маленький бритый человек в синих очках притулился в середине площадки, между двумя мордастыми спекулянтами. Поверх городской шубейки надел огромный, с чужого плеча бараний тулуп с "саксачьим" воротником..." Одет был тепло, но простуда не оставляла.
    
     Приехал в Барабинск, оттуда - в Каинск (ныне Куйбышев) Томской губернии (ныне это в Новосибирской области). Ходатайствовал перед властями о назначении учителем в какую-либо сельскую школу. Предложили место в отдаленном маленьком селе Бергуль, что на севере уезда, в Биазинской волости (в настоящее время в с. Бергуль находится дом-музей П.П. Бажова, - С.Б.). Учительское удостоверение за тремя подписями официальных лиц и с печатью стало более надежным, чем документ страхового агента, прикрытием для политработника Красной Армии. Фамилия та же киргизская - Кирибаев. В это время школа в Бергуле вообще не функционировала. Село в сотню дворов было заселено старообрядцами-переселенцами из Минской губернии, говорившими на смеси русского и белорусского языков. Через Бергуль протекала маленькая речка Бергулька, впадающая поблизости в Тару. Вокруг - леса. Севернее было и совсем малолюдно, тянулись таежные массивы - "урман". Будучи оторванными от железной дороги на пару сотен верст, бергульцы и биазинцы в летнюю пору пользовались речным транспортом - Тара на этом участке была судоходной. Поселился Павел Петрович Бажов-Кирибаев в комнате для учителя в большой крестьянской избе, половина которой была отведена под школу. Записалось человек двадцать мальчиков и девочек. Некоторые из них ходили прежде в школу, а иные нет. Учитель поделил их на две группы, занимался в две смены. Он привез с собою из Каинска кое-какую школьную литературу, письменные принадлежности ("десять фунтов культуры", по его выражению). Что-то нашлось и в семьях. Учитель школьникам и сельчанам понравился. И не мудрено: Павел Петрович был образованным человеком, владел уже многолетним преподавательским опытом, опытом учителя, который учил "старомодно", обходил социальные проблемы. Школьные дела наладились, им Бажов отдавал много сил. Но на первый план постепенно выходили совсем другие - подпольно-революционные. Он сплачивает односельчан в антиколчаковскую нелегальную группу, связывается с подпольщиками сельской округи. Коммунисты постепенно консолидировались, устанавливали связи со своими сподвижниками в городах и селах, и все активнее включались в борьбу с властью белых. По мере нарастания недовольства ею части городского и сельского населения ряды коммунистов-подпольщиков расширялись и укреплялись, а их противоправительственные действия становились все более разносторонними и действенными. Во многих местах дело доходило до открытых вооруженных выступлений.
 
     Сплочение сибирского, а точнее - поволжско-урало-сибирско-дальневосточного подполья протекало довольно медленно. Важную роль в этом процессе сыграло сформированное в середине июля 1918 года в прифронтовой тогда Тюмени Организационное бюро РКП(б) Сибири в составе С.А. Черепанова, М. И. Сычева (Суховерхова), и К.М. Молотова. Вместе с ним действовали и опытные сибирские и уральские коммунисты - И.С. Дмитриев, В.С. Митряев (Дмитриев), А.Я. Валек и другие, получившие поручение от уральского областного комитета РКП(б).
    
     Большинство членов Оргбюро обосновалось в Томске. Здесь же подготовлена и созвана первая Сибирская (фактически - Сибирско-Уральская) подпольная конференция РКП(б). Был избран подпольный "Областной комитет РКП(б)", организационно оформлено большевистское подполье в обширном регионе тыла белых на востоке страны. Нарастала борьба с властью белых в самых различных формах, в городах, на железной дороге, в селах и в войсках. Обоюдную связь с ним Новониколаевский комитет поддерживал через железнодорожника Якчина и П. Садульского. На севере Каинского уезда, в Урмане, одной из крупных и активных подпольных организаций была Кыштовская, объединяющая целый ряд групп - в основном бывших советских работников волостного и других сел. Ею руководил кузнец Д.С. Ковтун. Кыштовцы установили связь с вовлеченными в нелегальную работу крестьянами Седельниковской, Муромцевской, Уйской, Верх-Тарской и других волостей. Подпольщики Муромцева и других сел имели связь с Омским большевистским комитетом, подпольщики села Спасское - с Томским и по отработанным каналам передавали информацию в северные волости Каинского уезда. Появившийся в Верх-Ичинской волости несколько раньше Бажова учитель, бывший офицер царской армии А.П. Мацук, поддерживал связь даже с подпольем Красноярска, откуда и прибыл. Им, учителям вскоре суждено было познакомиться. В селах, главным образом в Верх-Назарово развернул работу бывший политический ссыльный, коммунист Г.И. Павлов. Будучи лесным объездчиком, он укрывал в лесах, устраивал в артели по подложным документам лесорубов и сплавщиков, которым угрожали арестом, и дезертиров.

Иван Плотников

 "Уральский следопыт", №1, 2004 г.

*Продолжение следует



Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).