Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 122 гостя и нет пользователей

   

История

Этносы Барабы

Информация о материале
В современной этнографической науке особую актуальность приобретает комплексное изучение полиэтнических хозяйственно-культурных общностей различных регионов России. Интересным в данном отношении районом, нам представляется центральная часть Барабинской лесостепи. Переселенцы, большинство из которых были русские, принесли с собой специфические культурно-бытовые особенности, оказавшие влияние на коренное население, но с другой стороны сами подверглись значительному культурному воздействию иноэтнического местного населения.

В качестве объекта исследования мы выделили русский этнос в контексте этнокультурных процессов Барабинской лесостепи кон. XIX – пер. пол. XX вв. Для дальнейшей разработки темы мы обозначили следующую группу вопросов:
 
а) как себя самоидентифицируют представители русского и других восточнославянских народов;
 
б) какие процессы происходят в переселенческой группе, оказавшейся в новой для неё природно-климатической среде;
 
в) каковы взаимоотношения между различными этнографическими группами внутри одного этноса, и во взаимодействии с проживающими на общей с ними территории представителями других этносов.
 
Безусловно, вышеперечисленное не способно в полной мере представить весь спектр интересующих нас вопросов, однако по-нашему мнению, они являются основополагающими, без получения ответов, на которые тема исследования не может быть раскрыта.
 
Формирование постоянного русского населения центральной части Барабинской лесостепи в 50–е гг. XVIII в. связано с принудительным правительственным переселением крестьян Томского, Тарского и других сибирских уездов. Новопоселенцам вменялось в обязанность строительство и обслуживание барабинского участка Московского тракта.1 С 1760-х гг. по тракту стали расселять партии ссыльных из Европейской России (к 1771 г. в районе Каинска по тракту существовало 12 деревень ссыльных поселенцев) и выведенные из Польши русские раскольники – “поляки” (Убинская слобода). Доля ссыльных среди русского населения Каинского округа по данным 1781 г. составляла 83,5 % - наибольший процент по Западной Сибири. (2)
 
В результате мер предпринимаемых правительством к концу XVIII в. центральная часть Барабинской лесостепи была заселена, а в 1782 г. образован Каинский округ, с уездным городом Каинском, возникшим на месте бывшего форпоста. В состав Каинского округа вошли 8 волостей последовательно расположенных по линии тракта с Запада на Восток: Верхне-Омская, Вознесенская, Усть-Тартасская, Покровская, Нижне-Каинская, Верхне-Каинская, Убинская и Иткульская. (3)
 
По мере ознакомления с местностью русское население рассредоточивалось от притрактовой зоны по берегам Чановских озер, дававших возможность неограниченного промысла рыбы и водоплавающей птицы. По данным ревизии 1795 г. на Чановских озерах располагалось 8 русских деревень, а к 1812 г. к ним прибавилось еще 26, основанных переселенцами из трактовых сел других уездов. (4)
 
К началу XIX в. ссыльные и их потомки по-прежнему составляли основу население Барабинской лесостепи, притом, что значительные ее пространства оставались по-прежнему не заселенными. Именно туда с 1820-х гг. потянулись переселенцы в основном из густонаселенных приуральских уездов, только часть их прибывала согласно правительственным мероприятиям, остальные приходили самостоятельно.
 
Рубеж XIX – ХХ вв. ознаменовался новой волной крестьянского переселения из центральных и южных российских губерний, с Украины и Белоруссии. Наибольшее количество переселенцев прибыло Черниговской, Херсонской, Екатеринославской, Курской, Харьковской, Самарской и Могилевской губерний. В этническом отношении преобладали украинцы и русские, заметный процент составляли белорусы и немцы. В конфессиональном отношении подавляющее большинство мигрантов этого периода православные, но в среде переселенцев были лютеране, католики и менониты. (5)
 
В процессе русской колонизации можно выделить несколько этапов. Поэтапный приток населения из различных регионов России в центральную часть Барабинской лесостепи способствовал привнесению культурно-бытовой специфики различных групп переселенцев. Приспособление их к новым природно-климатическим условиям, по-видимому, должно было приводить к некоторой нивелировке традиционного типа хозяйствования.
 
В Барабинской лесостепи господствовала залежная система земледелия. Из зерновых культур выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес. При доминирующих посевах пшеницы и ржи, особая роль отводилась овсу, который, являясь главной фуражной культурой, пользовался большим спросом в притрактовой зоне. Из технических культур известны были лен и конопля, на огородах сажали капусту, свеклу, редьку, огурцы, лук, позже – картофель.6 Луга Барабы служили прекрасными пастбищами и сенокосами, представленными большим разнотравьем бобовых и злаковых, являющимися ценными кормами для скота.
 
Не смотря на важную роль земледелия, в первоначальный период русского освоения центральной части Барабы скотоводство имело первостепенное значение в крестьянском хозяйстве. Оно являлось не только основой развития хлебопашества, но и обеспечивало крестьянские семьи сырьем и продуктами питания, кроме того, оно приносило дополнительный денежный доход от продажи части продукции на рынке и при извозном промысле. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и в небольшом количестве свиней. Наиболее важным было коневодство, лошади использовались как тягловая сила в хозяйстве и для обеспечения грузовых трактовых перевозок. (7)
 
Природно-климатические условия Барабы способствовали развитию промыслов на зверя, птицу, и, прежде всего – промыслу рыбы. Рыболовство велось на протяжении всего года, часть добытой продукции употреблялась в пищу, но большая ее часть шла на продажу. (7)
 
Приведенный выше материал и ознакомление с фондами   Государственного архива г. Барабинска осенью 2002 г. позволило нам сделать следующие выводы:
 
1.   На сегодняшний день преобладающим этносом на территории Барабы являются русские, на втором месте – татары, достаточно многочисленны украинцы, белорусы, казахи, немцы.
 
2.    Переселения в район центральной Барабы на протяжении XVIII – ХХ вв. шло волнообразно из различных регионов Российской Империи, каждая новая волна приносила в себе локальные специфические культурно-бытовые особенности разных этнографических групп русских и других восточнославянских народов. Некоторые из этих особенностей, на наш взгляд, можно зафиксировать и на сегодняшний день.
 
3. Доминирующим культурно-бытовым стереотипом является, безусловно, общерусский, который взаимодействует с остальными.
 
4.    Конфессиональная дифференциация преимущественно проявляется следующим образом: православие – русские, украинцы, белорусы; ислам – татары, казахи; католицизм – немцы, поляки; лютеране – немцы.
 
5. На сегодняшний день по-прежнему сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности, при, безусловно, ведущей роли земледелия.
 
6.  На территории района сохраняются некоторые виды традиционных промыслов, в том числе: столярный, скорняжный, кузнечный и др.
 
Данные выводы являются предварительными, однако, в целом разработка темы нам представляется перспективной и крайне интересной. Использование новых архивных данных, материалов полевых исследований послужат дальнейшему изучению проблемы этнокультурных контактов русского населения центральной части Барабинской лесостепи с другими народами, проживающими на этой территории.
 
 
Примечания:
 
1.  Крестьянство в Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982. с.164
2.  Кузнецова Ф.С. Хозяйственная деятельность и быт первых поселенцев Барабинской степи// Образ жизни сибирского крестьянства периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1983. с.8; Колесников А.Д. Миграции русского населения Западной Сибири в XVIII- начале XIX в.//Русское население Поморья и Сибири. М., 1973, с. 241
3. Кузнецова Ф.С. Хозяйственная деятельность и быт первых поселенцев Барабинской степи// Образ жизни сибирского крестьянства периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1983. с. 8
4. Колесников А.Д. Миграции русского населения Западной Сибири в XVIII- начале XIX в.//Русское население Поморья и Сибири. М., 1973, с. 242
5.     Сборник статистических сведений об экономическом положении переселенцев в Томской губернии. Томск, 1913. – В.1. с. 56-59
6. Кузьмина Ф.С. Хозяйственное освоение Барабинской степи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.// Из истории Сибири. Томск, 1970.-В.1. с.193-195.
7. Кузьмина Ф.С. Хозяйственное освоение Барабинской степи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.// Из истории Сибири. Томск, 1970.-В.1. с.196-198.
8. Кузьмина Ф.С. Хозяйственное освоение Барабинской степи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.// Из истории Сибири. Томск, 1970.-В.1. с.199-200.
 
 
Аржанникова Ж.А.
 

Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).