Кто на сайте?  

Сейчас 66 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • ZDParkVagon
   

История

История заселения села Аул-Бергуль

Подробности
Жили-были в далеком Сибирском крае в Каинском уезде два брата, Сабар и Сунар. Выросли два молодца, но волею судьбы покинули они насиженные места. Пришли братья на гриву меж двух озер, вырубили березы и построили жилище в виде землянки. Это было летом 1827 года. Жили охотой, рыбной ловлей, излишки обменивали на товар. Так проходит несколько лет. Накопив определенные богатства, решили братья обзавестись семьями. Засватались в соседних татарских деревнях. Помогли друг другу еще жильем. Меж тем время не стояло на месте: дети выросли, сами завели семьи. Так татарское поселение увеличилось. Появились приезжие. Уже к концу века начинали заниматься хлебопашеством, обрабатывать близлежащие к деревне участки, а в более позднее время - выкорчевывать леса, а дома начали рубить по русскому образцу.

К 1890 году деревня состояла уже из 15 дворов и примерно 75 душ обоего пола. С начала XX в. начали засевать пшеницу, овес и другие культуры.

К этому времени, кроме коренных Сунаровых и Юсуповых, жили Газизовы, Мухамедовы, Назибулины и т. д. 
В начале 1900-х годов жители Аула решили собрать средства на постройку мечети. И вот в 1906 году закипела работа, было вывезено нужное количество красного леса с тайги. Прибыли наемные плотники - два брата, одного звали Дин-Мухамед, а другого Хач-Мухамед. Аульцы помогали чем могли, у Сунарова Рашида готовила обеды. По окончании строительных и отделочных работ в 1907 году они сами же освятили мечеть. Позже прибыл священнослужителем - муллой Абдрахманов Башир из Аул-Омь. Здание было двухэтажное, на первом этаже был небольшой коридор, и отсюда же ступеньки шли на втором этаж, а напротив входа - дверь в подсобное помещение. Там хранились дрова на зиму и бытовые принадлежности. На втором этаже были два маленьких зала, в первой половине стояла печь. Мечеть в темное время освещалась керосиновыми лампами. Со второго этажа был выход на балкон.

Позднее напротив мечети открыли Медресе - обучение религиозной грамоте и арабскому языку. Весь прописной шрифт был арабский. Такое обучение велось постоянно до 1924 года.

К 1914 году в Ауле почти у всех были рубленные деревянные дома, только по краям сохранились несколько полуземлянок.

Домашние убранство было очень скромным. Вещи хранились обычно в сундуках. Кое у кого были деревянные кровати, а обычно спали на полу. В полуземлянках сохранились чувалы, там же готовили обед. В основном уже были русские печи из необожженного кирпича.

В 1914 году в деревне проживало 123 человека в 23 домах. В семьях было по пять - восемь детей.

В середине ноября 1919 года в Аул зашли отступающие колонны белогвардейцев. Они здесь пробыли четверо суток. В деревне запаслись продовольствием, лошадьми и двинулись в путь в сторону д. Патрушево. Начало колонны, говорят, достигло деревни Патрушево, а конец находился в Ауле (это 8 километров). Через неделю, почти без задержки, проскочили гвардейские полки.

Первое, что было сделано Советской властью - это открытие ликбеза в 1924 году и переход на латинский алфавит вместо арабского. Прислали из города молодых учителей. Специального помещения не было, поэтому занимались на дому. Позже учителем работал Сафаргалиев Мингали, родом из Теренино {Каргатский район). Он проработал с 1938 по 1939 гг. Потом учительствовал Харис Сафин до 1940 года из Аул - Тамаркуль Чановского района.

В 1929 году предприниматель из Каинска Курнин открыл молокоприемный пункт, который проработал полтора года. В 1925 году завезли картофель, и несколько семей занялись посадкой. Тогда же начали сажать бахчевые культуры.

Только в 1927 году семьи Сунаровых и Юсуповых объединились и создали первую в Ауле коммуну. Объединились семь семей. Весной 1930 года пробовали организовать колхоз, но ничего не вышло. Все колхозники разобрали свою скотину зимой обратно по дворам. На следующий год все-таки организовали колхоз и назвали "Нацмен". Пред-седателем избрали Ризантдина Билеллентдиновича Сунарова (1895 года рождения), который проработал до 1937 года.

В первое время в колхозе было 17 дойных коров, 15 лошадей. В 1936 году колхоз получил первый колесный трактор "Универсал", работал на нем Камиль X. Юсупов. Первые пять лет дояркой работала Асхаб Ч. Сунарова, она же была и телятницей. В начале 1937 года в селе Осинцево купили 40 дойных коров. Тогда работали уже 4 доярки, в группах было по 14-15 голов скота.
В 1937 году Аула коснулись сталинские репрессии. В первую оче редь репрессировали муллу Билала Ризуановича Ажбакова на пять лет, а мечеть переделали под школу и контору. Тогда же следом исчез ли Хасан И. Назибулин, Абай Абдрашитов, Шарафутдин Назыпов и т.д. А некоторые семьи сами покинули деревню. К середине 1939 года в Ауле осталось всего 12 дворов, примерно 65 человек населения. Но до войны переехали сюда несколько семей из других мест - Байковы, Тугусовы, Апчелеевы и Тумановы.

В 1939 году троих забрали на войну с Японией. Гапас Юсупов погиб в Маньчжурии, Акабир Рапиков был там награжден орденом Красной Звезды за проявленное мужество в бою.

В 1937-40 гг. председателем "Нацмена" работает Имат Сунаров. В эти годы построили коровник на 60 голов, небольшой клуб возле рощи, а также построили маленький магазинчик.

В 1940-41 гг. председателем колхоза работает Салим Рахимов, но в начале войны его забрали. В годы войны в Ауле колхоз не существо вал, здесь находился сап-изолятор (САП) для больных лошадей. Со всей округи гнали сюда лошадей, больных язвенной болезнью органов дыхания. В течение 4 военных лет из Аула ушли на фронт 42 человека, из них 27 человек (больше половины) не вернулись.

Только в 1947 году начали возрождать колхоз "Нацмен". Председателем избрали Шагбана X. Рахматулина. А заведующим фермой работал Хучат Курманов. Собрали в хозяйство 20 коров, 6 быков, а лошадей вообще не было. Вместо лошадей запрягали быков. В колхозе были два трактора, чуть позднее приобрели прицепной комбайн "Сталинец".

В 1950 году открыли детские ясли, работала там Хайбчамал Рапикова, вдова К. Рапикова. В 1951 году Аул объединили с с. Бергуль в колхоз им. Покрышкина. Председателем колхоза стал Василий Михайлович Петров (он работал на этой должности более 30 лет), управляющим в Аул-Бергульском участке был Петр Пахомов из села Бергуль.

В 50-е годы происходит полное становление колхозного строя в деревне. Очень много строится в деревне всего. В 1950 году в Ауле было 30 дворов с населением более 110 человек. В 1959 году Аул вошел в укрупненный колхоз «Им. Калинина» с центром в селе Гжатск.

С этого времени строится много современных объектов: клуб, магазин, животноводческая ферма и т. д. В 1978 году открыли в Ауле новую двухэтажную школу на 200 ученических мест.

В последние годы здесь обучаются 190 учащихся. Педагогический коллектив состоит из 18 человек. Директором в данное время является Гульниса Мухаметдиновна Сунарова.

В начале 1978 года две бригады колхоза им. Калинина передаются в колхоз «Восход». Вот уже почти 20 лет существует колхоз "Восход". Но колхозная система, как повсюду, в последние годы в упадке.

На 1997 год в Ауле насчитывается 150 дворов, население составляет 548 человек, из них работающих 160 человек, дошкольников - 64 человека, пенсионеров - 65, безработных - 84 человека. В 1997 году в деревне у населения около 40 личных легковых автомобилей, 18 тракторов, 17 самодельных транспортных средств (много мотоциклов, есть частные грузовые автомашины). Здесь самая большая в районе насыщенность техникой на душу населения. В Ауле население не уменьшается, как во многих других деревнях, а наоборот в последние годы наблюдается большой приток населения и рост рождаемости: например, если в 1994 году родилось 6 детей, то в 1996 году - 16 детей. Детская смертность очень низкая.

Т. М. Тимганов (Куйбышев)
В кн.: Куйбышев (Каинск): исторический опыт
социально-экономического и культурного развития.
Куйбышев. 1997.

Есть и богачи, и батраки
Со времен основания аула Бергуль (а это, по словам старожилов, 1800 год) и по сей день здесь живут, в основном, сибирские татары, хотя в последние годы нередки стали межнациональные браки. Стремительное развитие промышленности в XX веке привело к изменению традиционного уклада жизни. Из национального костюма безжалостное время сохранило, пожалуй, лишь тюбетейки, да женщины в годах и старухи не позволяют себе ходить без платка. Молодые же люди живут в ногу со временем. Хотя обычаи и праздники соблюдают, любят их и стар и млад. В декабре, например, был пост, который зовется ураза, а после него - праздники: "Ураза-байрам" и "Курбан-байрам". В дни праздника "Курбан-байрам" принято приносить в жертву барана, из мяса которого готовят угощение. Его может отведать каждый. Но первыми и самыми уважаемыми гостями бывают старейшие люди, возносящие молитву аллаху. Есть в деревне свой мулла - X. Ю. Качемов. Без него не обходится ни одно событие: надо ли соединить молодые сердца, дать имя новорожденному, получить благословение на строительство или проводить усопшего - все обращаются к нему. Не забывают жители аула и свою культуру, поют татарские песни, проводят концерты, да и в школе татарский язык преподается.

Послеперестроечный период многих людей поставил в жесткие условия выживания. Люди, не получающие годами зарплату, живут за счет собственного подворья. Появилась на селе и безработица, наметилось и социальное расслоение населения. Есть зажиточные крестьяне, которые имеют хорошие крепкие дома, технику, большие подворья. Есть середняки, есть и батраки. Батраками здесь обычно становятся по своей нерадивости: не хотят делать что-то для себя, живут одним днем, то, что заработают - пропивают, а назавтра опять идут наниматься за копейки к кому-нибудь. Страдают от этого прежде всего их дети, которые вынуждены питаться кусками с чужих столов. Ведь такие люди даже не выращивают в огороде овощи и часто продают ворованное за бутылку. К сожалению, таких людей в ауле немало.

Проживает здесь 619 человек, 245 из которых - дети до 17 лет. Когда-то была в ауле только одна улица, сейчас их уже три: Рапикова - центральная, Бурчаклы и Озерная. Деревня продолжает расти. Появляются новые семьи, потихоньку отстраивают свои дома. Особенно красиво в деревне летом. Со всех сторон ее окружают леса и озера. Но красота окружающей природы не спасает от проблем этот маленький мирок. Бесконечная смена председателей в ауле и экономический хаос в стране привели к разорению и упадку колхоз "Восход". В просторной конторе теперь пустынно, холодно и неуютно, Многие с теплом вспоминают те годы, когда и в колхозе было ладно, и люди были дружнее. Да сравнивать есть с чем. Судите сами: маршрутный автобус до города ходил дважды в день без выходных, сейчас только два раза в неделю - в субботу и воскресенье. Так что, если хочешь добраться до города в будние дни с относительным комфортом, - плати за такси 100 рублей, а нет - так выходи на попутку и мерзни в непогоду, а то и пешком приходится идти.

Детского сада давно нет, его отдали под квартиры. В один прекрасный день, по причине сильных морозов не стало отопления ни в домах, ни в школе, ни в конторе с клубом, ни в магазинах и мастерских, В школе и в конторе худо-бедно установили электрические ТЭНы, а в клубе до сих пор холодно. Промышленный магазин вновь воссоединился с продуктовым, а большую часть помещения магазина арендует предприниматель, ведущий частную торговлю. Все кто мог, покинули некогда благоустроенное жилье, а те кто не в состоянии, построили в них печки, а благоустройство теперь на улице.

Но жизнь продолжается. А новое время диктует свои условия: полагайся больше на свои силы, чем на помощь государства. Многие сельчане отмечают, что с появлением нового председателя, Николая Анатольевича Акулова, произошли сдвиги в лучшую сторону. Далось это нелегко, ведь все эти годы председатель вел среди населения борьбу с пьянством, халтурой, воровством, и она дала положительные результаты. Стало меньше нареканий, и если раньше многие относились к работе равнодушно, теперь дорожат своим рабочим местом. Конечно, проблем, по словам Николая Анатольевича, еще предостаточно и главная из них - финансовая. Но выживает аул благодаря людям: за 4 года сложился хороший коллектив. По сравнению с другими хозяйствами района здесь теперь неплохие показатели. В этом году надой молока - наравне с теми годами, когда колхоз процветал, хотя объемы производства значительно снизились. В 2000 году за счет молока провели за короткий срок посевную, уборочную. Да и по другим показателям выходят на прежний уровень. Колхозники заинтересованы работать, ведь платят хорошие премиальные.

За текущий год удалось погасить долги в Пенсионный фонд, в основном за счет того, что геологи заплатили 100 тысяч за аренду земли, по которой идет нефтепровод. Уровень производства удалось поднять за счет новшества - арендный хозрасчет. Колхоз разделили на части, каждый участок - как мини-колхоз. Все с прибылью. Однако заработная плата в колхозе остается низкой - 63% от минимальной оплаты труда. У доярок сдельно-премиальная оплата труда, что составляет 14% от надоенного молока. У механизаторов хорошие премиальные. Но в основном колхозники получают маленькую зарплату и живут за счет собственного подворья.
Да, проблем, как и везде, в ауле хватает. Техника устарела, выходит из строя, все приходит в упадок. И хотя приобрели 4 единицы новой техники, но это капля в море. К примеру, купили 1 бульдозер, а требуется четыре.

В словах руководителя АОЗТ "Восход" Н. А. Акулова мало оптимизма. Это и понятно, ведь на нем лежит огромная ответственность за хозяйство и жизнь колхозников. То, что разрушалось долгие годы трудно восстановить и умножить в короткий срок. Но уже сейчас видно, что проделано немало. По мнению М. Б. Тимганова, главного инженера, обстановка в колхозе начинает стабилизироваться. Люди возвращаются в колхоз, стали работать лучше, без нарушений. Появился стимул для этого - колхозники получают премии, натурпродукты: зерно, сено. А это не так уж мало по сравнению с прошлыми годами безденежья. За счет внедрения хозрасчета удалось повысить прибыльность полеводства, увеличить надой молока. Поголовье скота держится на уровне, нет падежа и нет прироста. В прошедшем году АОЗТ "Восход" первым завершило посевные и уборочные работы в районе, а по всем показателям заняло 3-е место. Во время уборки урожая особо отличились комбайнеры С. Акулов, В. Бахрачев, слесарь Д. Яланбаев. Главный инженер считает, что нужно делать ставку на продуктивное стадо, поэтому хозяйство приобрело из Тогучина быков-производителей мясной породы герефорд.
 
Традиции не забывают

Подрастает в ауле новая смена, которую уже сейчас стараются воспитывать так, чтобы она была заинтересована продолжать дело своих отцов и матерей, чтобы не покидала родное село. В аул-Бергульской средней школе учится более 180 ребят. Это и дети из ближайших деревень: Бергуля и Ангана. Школа с национальным уклоном. Здесь преподается татарский язык, говорится о национальных обычаях. Достопримечательность школы - краеведческий музей, где представлены история села, быт, обычаи, ритуалы сибирских татар. В музее можно узнать и увидеть много интересного: это и домашняя утварь конца 18 - начала 19 веков, и история развития колхоза. Можно увидеть знамена, вымпелы, кубки пионерской дружины им. Мусы Джалиля, фотохронику и медали участников Великой Отечественной войны и современных войн.

Рассказ о музее будет неполным, если не упомянуть о человеке, создавшем его. Это Камиль Хамидуллович Вахитов, заслуженный и уважаемый учитель. 42 года своей жизни он отдал школе, многие годы был ее директором и по сей день продолжает работать учителем-словесником. Это благодаря ему было построено новое здание школы, благодаря его стараниям был открыт краеведческий музей. Много лет по крупицам он накапливал материал, собирал экспонаты, и долгие годы фактически являлся экскурсоводом, хранителем и собирателем музейных ценностей.

Ежегодно в школе проводится неделя татарского языка, который изучается здесь уже двенадцатый год. Но проблем в школе, как и во всем хозяйстве, достаточно: нехватка учебников, художественной литературы, дороговизна подписки, отсутствие наглядных пособий. Школе необходим капитальный ремонт, нужно загородить территорию. Отопление есть только в кабинетах, в коридорах холодно. Уже который год не работают школьные мастерские, опять же из-за отсутствия отопления. Однако многие проблемы руководство учебного заведения решает. Питание в школе бесплатное, мясо выделяет колхоз, а остальное учащиеся выращивают в школьном огороде. Картофель сажают в поле. Летний труд организован по графику, который составляется заранее.

Директор школы Г. М. Сунарова говорит о своих детях только хорошее, нет никого на учете в милиции, школьники трудолюбивые и работящие. В прошлом году, например, продали излишки урожая, а на вырученные деньги приобрели музыкальный центр.

Плохо то, что в деревне много неблагополучных семей, где родители пьют. Им, конечно, помогают одеждой, продуктами, а на лето детей отправляют в лагерь отдыха, но, как правило, дети из таких семей не могут продолжать обучение после школы.

Подытоживая наш разговор, Галина Михайловна говорит о том, что ей хотелось бы иметь в школе класс компьютеров, новые наглядные пособия. Мечтает о том, чтобы заработали мастерские (там уже на протяжении нескольких лет нет отопления), чтобы дети могли полноценно трудиться.

Есть в ауле и медпункт, где вот уже 22 года бессменно работает фельдшером-акушером А. М. Карукова. Без медика в селе никак не обойтись. Бывает всякое: и несчастные случаи, и производственные травмы. В медпункте, кроме известных трудностей с лекарствами, опять все та же пресловутая проблема с отоплением. Районная администрация обещала решить этот вопрос, но пока приходится мерзнуть. В клубе тоже нет отопления, помещениям требуется ремонт. Так что многочисленной молодежи в деревне предоставляется небогатый выбор: либо бесцельно слоняться по улицам, либо проводить свой досуг на дискотеке а холодном клубе. Сельская библиотека давно не пополняет свой фонд ни художественной литературой, ни периодическими изданиями. Но жители аула Бергуль, несмотря на все трудности, продолжают работать, жить, растить детей и внуков. Но главное - они не забывают свои культурные традиции - отмечают праздники, уважают старину, прививают детям любовь к обрядам, ритуалам. Люди помнят свою историю, а это значит, что у них есть будущее.
 
Р. Хананова
Газета "Трудовая жизнь" №№43-45 (11487). 11 апреля 2001 г.


 

Добавить комментарий

   
© 2006-2019 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).