Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 88 гостей и нет пользователей

   

История

Павлов Николай Ефимович

Информация о материале

Родился в 1917 году в с. Новоникольское Молотовского р-на Акмолинской обл.
Призван Убинским РВК.
Лейтенант, командир пулеметного взвода.
693 стрелковый полк 178 стрелковой дивизии 32 Армии,
144 стрелковый полк 29 стрелковой дивизии 22 Армии,
58 гв. стрелковый полк 18 гв. стрелковой дивизии 11 гв. Армии
Западный фронт, 2-й Прибалтийский фронт, 3-й Белорусский фронт.
Демобилизован 31 мая 1947 года. Умер 2 декабря 1999 года.
Похоронен в г. Куйбышев Новосибирской обл.

В ТЕ ГРОЗНЫЕ ДНИ…

Война застала меня на действительной службе в Омске. 3 июля стрелковая дивизия, в которой я служил, была переброшена на Западный фронт. Первые ожесточенные бои, в которых мне довелось участвовать, были на Смоленском направлении, в районе Соловьевской переправы. Это было время, когда вражеская авиация господствовала в воздухе, порой еще ощущался недостаток танков, артиллерии.

Но, несмотря на все это, несмотря на горечь первых поражений (враг стоял у стен Москвы), советские воины с успехом отбивали атаки гитлеровских войск. В районе Соловьевской переправы дивизия вела ожесточенные бои примерно в течение 10-12 дней. Помню, вначале появилась немецкая разведка на мотоциклах в сопровождении двух легких танков. Мы обстреляли ее. Разведка отошла, оставив два разбитых мотоцикла. Подтянув основные силы, враг попытался сходу форсировать Западную Двину. Но наша дивизия стояла насмерть. Не удалось врагу форсировать Двину и позднее. Бойцы проявляли чудеса героизма, готовы были умереть, но не пропустить врага.

 

ПАВЛОВ НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ

 

После пополнения наша дивизия была переброшена в район Калинина. Здесь шли напряженные бои. Врагу удалось взять наш участок обороны в клеши. Мы попали в окружение. Выходили с боями в направлении Ржева. Не давала покоя вражеская авиация. И все-таки мы вышли из окружения, сохранив боеспособность.

С тех памятных дней прошло 25 лет. Многое уже забылось. Но я до сих пор помню, с каким ожесточением, с каким поистине невероятным мужеством дрались наши воины за каждую пядь родной земли. Помню подвиг нашего земляка Стрелкина, командира пулеметного отделения. Он был ранен в кисть левой руки, но не оставил пулемета. В течение нескольких часов он отбивал атаки противника и только после боя позволил увести себя в тыл.

Или пулеметчик В. Сальников. Или наш земляк В. Каракотский. Они показывали чудеса героизма, чудеса беспримерного мужества. Так могли драться только солдаты, защищавшие свою родную землю, свой отчий край. Такие не могли не победить!

Последние бои под Москвой, в которых я участвовал, были в районе деревни Кувшиново. Помню, один из батальонов нашего полка был отрезан и дрался в окружении. На рассвете 1 ноября мы скрытно сосредоточились. Пошли в атаку без артиллерийской подготовки. Одновременно пошел на прорыв батальон, бывший в окружении. Схватка была стремительной и закончилась полной нашей победой. Это было первого ноября. А второго ноября во время отражения одной из атак я был тяжело ранен. Фашистская мина накрыла мой пулеметный расчет.

За бои в районе Невеля я получил орден Отечественной войны второй степени. За прорыв обороны противника под Ригой награжден орденом Красной Звезды. Второй орден Красной Звезды получил за взятие порта Пиллау. Награжден также пятью медалями.

В дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой я вспоминаю своих боевых товарищей. Тех, кто отдал свою жизнь за родину во имя победы над врагом, и тех, кому посчастливилось дожить до победы.


Н. Павлов, участник обороны Москвы, 
старший лейтенант запаса.
«Трудовая жизнь» №191 (3950) от 7 декабря 1966 г.


ПУТЬ ГВАРДЕЙЦА. В БОЯХ ЗА МОСКВУ


Близкий друг гвардейца Павлова Николая Ефимовича, майор Поповцев, который сегодня живет в г. Омске, рассказывает: «Я хорошо знаю Николая Ефимовича, поскольку мы были однополчанами-фронтовиками, и наша дружба была сцементирована в совместных боевых действиях против фашистских захватчиков, поэтому я горжусь этой дружбой, которая продолжалась более пятидесяти лет. Отгремела война, но мы почти ежегодно встречались, особенно в последние годы, когда уже стали дедами и прадедами. Николай Ефимович приезжал в г. Омск на мой день рождения и я отвечал взаимностью, обычно это происходило в начале февраля, когда в школе № 1 проходил вечер встречи выпускников».

Личный состав 178 сд проходил сборы в мае 1941 г. в военном лагере Черемушки. После объявления войны личный состав дивизии прибыл на зимние квартиры в г. Омск. Здесь уже ожидало мобилизационное пополнение запасников из Омской области. Началась подготовка дивизии к отправке на фронт. Первый эшелон был отправлен на фронт 29 июня, второй - 3 июля. Эшелоны из Омска прибыли на станции Ржев и Сычевка. Пешим маршем на расстоянии 190 км состав дивизии выдвинулся на линию Западного фронта в состав 24-й сибирской армии под Смоленском. Заняв линию обороны и окопавшись, 13 июля дивизия отбивала наступающего противника.

Николай Ефимович уже был опытным командиром пулеметного отделения. Встреча с противником была тяжелой, отбивая по 5-7 контратак в сутки. Оборону дивизии держали более двух месяцев, а затем поступил другой приказ дивизии - прикрыть стыки 22 и 29 армий. В тяжелых боях в сентябре 1941 г. Павлов был тяжело ранен и оказался в эвакогоспитале №1731 на Урале.

После излечения сибиряк Н.Е. Павлов был направлен в мае 1942 года в 1-е Тюменское пехотное училище. Окончив ускоренный курс, он вновь возвратился на фронт, но уже в звании офицера в качестве командира пулеметного взвода. И вскоре лейтенант Павлов был назначен командиром пулеметной роты 144 стрелкового полка 28 стрелковой дивизии. В декабре 1944-го, в Прибалтике, под городом Добэле, он вновь тяжело ранен. Опять эвакогоспиталь, снова фронт, теперь уже 3-й Белорусский, и третье тяжелое ранение - при взятии города Пиллау в Восточной Пруссии.

День Победы встретил в госпитале. Но молодость взяла свое. Зажили раны, и хотя война закончилась, многие из оставшихся в живых вернулись в свои родные места, но офицерского кителя старший лейтенант Павлов еще не снял. Опыт и знания строевого командира были еще нужны стране. В ноябре 1945 г. он продолжил службу сначала в Куйбышевском, а затем в Бердском горвоенкомате, и только в 1956 году был уволен из рядов Советской Армии по состоянию здоровья. Открылись старые раны и сделали его инвалидом Отечественной войны 2-й группы.
Не боюсь сказать громких слов, что Павлов Н.Е. после демобилизации из армии еще более 30 лет находился в мирном трудовом строю.

Да, Николай Ефимович, как и прежде, добросовестно трудился, и был не только общественником. Несколько лет работал директором типографии газеты «Трудовая жизнь», инструктором в горкоме партии, в птицесовхозе на профсоюзной выборной работе, а в последние годы с присущей ему добросовестностью вел финансовые дела в Совете ветеранов и занимался организационными делами в районной ветеранской организации. В Совете ветеранов его хорошо помнят и ценят.

В свои 80 лет он энергичнее многих молодых. И не о себе хлопотал ветеран войны и труда, а всё о тех, кому нужны были помощь делом и поддержка добрым словом.

Всегда добрый гость в школе, молодежном коллективе. На груди Николая Ефимовича сияют три ордена - два Отечественной войны 1 и 2 степени, орден Красной Звезды и 14 медалей - так оценила Родина сибиряка-гвардейца, его вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне.


В. Поповцев
кн.: Солдаты Победы. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.


Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).