Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 37 гостей и нет пользователей

   

История

Спасский собор

Информация о материале
Нет в городе ни одного человека, который не знал бы сквера Куйбышева и не видел бы памятник большевику-революционеру. Но только единицам известно, что было раньше на месте памятника

 Как погибал Спасский собор?

Если содрать слой асфальта и грунта, то под ним обнаружится старинный фундамент. Археологи запросто определят возраст находки – примерно 200 лет. Это всё, что осталось от великолепнейшей жемчужины дореволюционного города - Спасского собора.
…14 декабря 1787 года празднично одетые православные семьями шли в сторону Московской улицы (сегодня улица Краскома). Там должно было состояться значимое для города событие: согласно грамоте епископа Варлаама за номером 1587 надобно заложить первый камень в основание будущей церкви…
Как следует из исторических данных, предками нынешних куйбышевцев были служилые казаки, поставившие при впадении речки Каинки в Омь Каинский форпост. Задача форпоста была стратегическая: защищать сибирских колонистов от набегов кочевников, охранять Московский тракт. Казаки честно несли службу. Немало их погибло от острых сабель враждебных аборигенов. Но вот беда – погибших и умерших воинов невозможно было отпеть по христианскому обычаю, так как не было здесь ни церкви, ни даже священника. Поэтому служилый народ обратился с петицией к Митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию Наржицкому с покорнейшей просьбой «благословить на выстройку деревянной церкви». Тот не отказал казакам. И в феврале 1751 года был торжественно освящен храм Спасителя Нерукотворного Образа. К сожалению, место для постройки церкви было выбрано неудачное - в низине возле Каинки. В бурные весны храм подвергался атакам вырвавшейся из своих берегов реки. Жители вновь обращаются с просьбой к Митрополиту с просьбой – перенести церковь на гривный берег Каинки. К сожалению, деревянный сруб храма основательно сгнил, поэтому в 1770 году пришлось строить новую церковь, опять же деревянную. Но верующие мечтали о каменном соборе. Их мечта исполнилась только через 17 лет.
Государство не принимало участие в финансировании работ. Собор возводился за счет пожертвований горожан. Те, у кого не было денег, приносили молоко и яйца. Эти продукты добавлялись в строительный раствор – для прочности. Львиную долю денег давали купцы. Кстати говоря, подрядчики, строившие церковь, известны – это купцы Поздышевы. К сожалению, средств не хватало. Именно по этой причине храм строился очень долго – 41 год! Между прочим, упоминания о Спасском соборе есть в путевых записках Радищева.
Стараниями народа собор получился великолепный: высокий, огромных размеров. Когда на звоннице начинали петь колокола, то их малиновый звон слышали даже жители ближайших сел. Служителей в храме было немало: протоиерей, два священника, дьякон, три псаломщика. Судьба иногда вытворяет странные вещи: когда протоиерей Митропольский умер, то похоронили церковнослужителя рядом с собором, а в годы гражданской войны здесь появилась ещё одна могила – безбожника, красного командира, того самого, в честь которого Московская улица была переименована в улицу Краскома (красного командира).
…4 июля 1937 года. На территорию Спасского собора вошли шесть человек. Это были члены комиссии Куйбышевского РИК Кощеев, Жариков, Барубец, Дюрдин, Мельников и Харитонов. Вели себя совслужащие вызывающе и грубо, всячески оскорбляли персонал храма. Результатом визита явился абсолютно безграмотный акт, по сути дела, смертный приговор храму. Вот что было в нем написано: «…здание находится в самом бесхозяйственном состоянии, со стороны церковного совета превращено в лесной склад и мусорную яму, весь церковный инвентарь находится в антисанитарном состоянии…, возможно распространение эпидемии. Имеются места с провалами потолка. Железные печи оказались в противопожарном состоянии, а вода с крыши течет прямо по стенам. У купола есть отклонение на сторону улиц Советской и Краскома, примерно на 15-20 градусов, а вокруг большое уличное движение и купол грозит обвалом».
Визит комиссии был, конечно, не случайным. Ещё 30 декабря 1936 года ВЦИК СССР принял постановление о закрытии собора в Куйбышеве. Однако нажим властей встретил сильное сопротивление верующих. Староста церковного совета И.А.Вавилова отказалась подписывать вышеупомянутый акт. Незамедлительно её и председателя церковного совета 75-летнего Милохина вызвали в горсовет. Там Кощеев «кричал, стращал судом, срамил последними словами». Позже старика Милохина арестовали и судили как врага народа. Вавилова, страшась таких же последствий, отказалась от должности церковного старосты. Её страх был оправдан. В ночь с 3 на 4 июля 1937 года были произведены аресты верующих, выступавших за сохранение храма.
Атака на собор велась по всему городу. В трудовых коллективах, на сходках граждан, в школах принимались штампованные решения о том, что «собор не пригоден к эксплуатации, никакой пользы не приносит, туманит людям мозги…, надо передать собор под клуб». «Требовали» закрыть церковь коллективы артели «Металлист», студенты зооветтехникума, работники торга, 15-й семенной лаборатории, участники схода улиц и т.д.
1 февраля 1936 года собор был закрыт окончательно. Его продали тюрьме за 18 тысяч рублей. В конце концов, было принято решение снести храм силами заключенных. Начали с уничтожения куполов и крестов. Вверх полезли два заключенных, чтобы закрепить за кресты стальные тросы. Но не удержались на верхотуре, упали и разбились насмерть. Жизнь узников многого не стоила, на смену погибшим послали других. И вот вниз, кувыркаясь, полетели кресты. Следом рухнули купола. Под стены подвели взрывчатку и взорвали. Но собор не поддался усилиям атеистов, устоял. Опять пришлось применять взрывчатку. Остатки кладки разбивали вручную. Стройматериалы, образовавшиеся при разгроме собора, использовали при строительстве винного завода, тюремной казармы и здания педагогического училища.
Однако местная власть перегнула палку. Разрушение храма вызвало возмущение не только верующих, но и широкой общественности. «Разрушают храмы, а строят тюрьмы и винзаводы», - говорили граждане. В Москву было отправлено письмо, в котором подробно рассказывалось о случившемся. Из столицы незамедлительно последовали оргвыводы. Председателя Куйбышевского РИКа Лексина и председателя горсовета Вылинок сняли с должностей.
Но что толку махать кулаками после драки – храма, возводившегося всем миром, уже не было. Остался только один фундамент. Да и тот потом исчез под слоем асфальта. Как будто и не стоял здесь величественный Спасский собор. Он остался только на старых фотографиях и в памяти последних коренных каинцев, до сих пор живущих среди нового поколения.

Е. Анисимов.

(Подготовлено по документам дома-музея В. В. Куйбышева и материалам преподавателя А. Бурматова)

ТЖ №№ 154-156 (12084) 21 декабря 2004 г.


Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).