История
Польский костёл
- Информация о материале
- Опубликовано: 26.12.2008, 05:37
- Просмотров: 5756
Конец польского костела
Если ехать по улице Закраевского в сторону швейной фабрики, по левой стороне на повороте вы увидите промышленное здание. Вглядитесь в него: среди нагромождения построек советского периода можно разглядеть стену явно старинной кладки. Это часть того, что было некогда Римско-католической церковью. По иному – польским костелом.
Представим на миг - на дворе 1910 год. Воскресный день. Десятки каинцев на повозках, телегах, пешком направляются к красивому зданию, взметнувшему в небо остроконечный купол. По округе разносится густой перезвон колоколов. Народ чинно заходит в храм. Внутри - три алтаря, скамейки, образа. Слышится торжественная мелодия органа.
Католики появились в Каинске в качестве ссыльных после восстаний и депортаций. Были также и добровольные переселенцы. В 1909 году предки первых католиков своими руками под руководством Антона Сулея построили костел. Говорят, что в этом богоугодном деле им помогали местные купцы. Строение было капитальное, из кирпича, с высокой башней, на которой находились колокола. Храм освятили во имя святых апостолов Петра и Павла, глубоко почитаемых католиками.
Сначала каинский костел был филиалом. На молитвы приезжал священник из села Спасское (сегодняшнее село Венгерово). Но так как паства увеличивалась, с 1910 года католики получили своего постоянного пастыря. Согласно дореволюционной переписи, приход насчитывал 2800 душ. Кроме святых апостолов Петра и Павла, верующие особо почитали также святого Антония, Имя Иисуса и Усекновение головы Иоанна Крестителя. При церкви были библиотека и воскресная школа. Люди жили мирно и богобоязненно. Но приближалась революция, с ней - разруха. И все трагически изменилось.
По одним источникам, революционная власть закрыла римско-католическую церковь в 20-х годах. Тогда же был арестован священник, начались гонения на прихожан. Перестал играть орган, прекратились церковные мессы. Двери храма наглухо закрылись.
К счастью, сохранились документы (около 80 листов), при изучении которых можно сделать вывод, что до 30-х годов костел все-таки действовал. По ним также видно, какая борьба развернулась между новой властью и католиками.
29 сентября 1932 года президиум каинского горсовета принимает постановление «О расторжении договора с римско-католическим обществом и роспуске этого общества. Председатель горсовета фабричников, ответственный секретарь Зубов и секретарь РИК Трусевич ссылались в документе на следующее: невыделение обществом необходимого количества верующих для дополнения договора недостающим числом подписей, самоустранение исполнительного органа от управления культовым имуществом и делами обшества, непроизводство ремонта костела, несоблюдение законом установленных правил при сборе средств и их расходов. Предъявляли местные начальники претензии по поводу того, что в исполнительном органе общества работает лишенка Ружичко (лишенец - человек, лишенный гражданских прав) и никем не уполномоченный Меджевский. Советские чиновники вынесли вердикт: общество распустить, костел закрыть. Постановление было отправлено в Барабинский райисполком с ходатайством утвердить его в Президиуме ЗСКИК. Вышестоящая организация утвердила постановление. Вдогонку к этому документу местные власти подготовили акт осмотра костела, согласно которому из-за плохого состояния культового здания проводить в нем службы нельзя.
Казалось бы, судьба костела решена, но члены исполнительного органа общины с таким решением не согласились. В Москву, а точнее в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, уходит жалоба, которую подписали многие верующие, в том числе Е.И.Берн, М.О.Быкина, З.А.Вахневич, А К.Берента, И.Р.Леймен, И.Шулос, А.Добрыникус, В.Куликовский, П.Душкевич, П.Меджевский, П.Бомонас, Е.Лавринкова, И.Синонос... Письмо было написано от имени 200 верующих.
Из Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета приходит грозное распоряжение разобраться с жалобой. Местные власти «разобрались» по-своему. Многих из тех, кто подписали письмо, вызвали в горсовет. Есть предположения, что католиками занимались сотрудники НКВД. В итоге большинство членов исполнительного комитета общины от своих подписей под жалобой отказались, более того, официально открестились, что принимали участие в деятельности исполнительного органа общины. Сломив сопротивление верующих, каинское руководство посчитало, что вольно распоряжаться культовым зданием. Обсуждаются вопросы о передаче его под избу-читальню и открытии в его стенах общежития техникума сберегательных касс (было тогда такое учебное заведение).
Но вот что удивительно: в декабре 1934 года Президиум ВЦИК отменяет Постановление Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета о ликвидации римско-католической церкви. Приехавший в сибирский городок ксендз Церпенто начинает проводить мессы. Пожалуй, это был редчайший случай, когда Советская власть вернула верующим отнятую до этого церковь.
Вторая жизнь костела продолжалась недолго, до страшного 1937 года. Против верующих начались репрессии. Ксендза костела расстреляли, Такая же судьба постигла прихожан братьев Сакович. Староста общины Теодора Снарских была арестована, дальнейшая судьба ее неизвестна и по сей день.
В июле 1939 года судьбу костела решил Президиум Новосибирского облисполкома. В результате родилось вот такое постановление. «Ввиду того, что польский костел в г. Куйбышево верующими не используется, совет верующих и староста от содержания костела отказались, желающих верующих взять здание костела в аренду нет, а спортивное общество «Спартак» ходатайствует о передаче здания под физкультурный зал, что Куйбышевский горсовет поддерживает, Президиум облисполкома постановляет: ходатайство Куйбышевского горсовета о закрытии польского костела в г. Куйбышево удовлетворить. Здание польского костела использовать под спортивный зал спортобщества «Спартак».
Еще раз напомним: это был 1939 год - время репрессий, время, когда сотни тысяч граждан Советского Союза были отправлены в лагеря, десятки тысяч расстреляны. Вполне ясно, что отказ верующих от костела был далеко не добровольным.
Передали ли на деле культовое здание спортобществу "Спартак"? Документальных подтверждений этому нет. Но очевидцы вспоминают, что в 1941 году костел был в целости и сохранности. Нетронутым было и церковное имущество. В начале Великой Отечественной войны в костеле разместили воинский склад. Старожилы помнят, как мальчишки собирали тогда трубочки от разбитого органа.
В 1954 году в Куйбышеве открылась швейная фабрика. С расширением нового производства храм решили переделать под нужды фабрики. Живущие неподалеку куйбышевцы видели, как разрушают купола. Грохот от валившихся вниз обломков был неимоверный...
Е.Анисимов.
«Трудовая жизнь» №121-123 (12051) от 5 октября 2004 года