Учебные заведения
МОУ Чумаковская специальная школа-интернат
- Информация о материале
- Опубликовано: 02.12.2010, 03:00
- Просмотров: 10378
История школы
Школа создана на базе Чумаковского детского дома, построенного в 1942 году для детей из блокадного Ленинграда. Строили детский дом ссыльные рабочие из разобранных в соседних селах колхозных контор и клубов. В этих ветхих помещениях школа существовала с момента образования до 2004 года.
Первыми педагогическими работниками школы были воспитатели детского дома, в основном без педагогического образования.
Во второй половине 70х годов прошлого столетия педагоги школы стали активно повышать свой профессиональный уровень путем обучения на дефектологическом факультете Свердловского ГПИ и Новосибирского ГПИ.
80е годы для школы были знаменательными организацией лучшего по области подсобного хозяйства, которое включало в себя в пору рассвета 13 коров, до 40 свиней, до 205 овец, имелась птицеферма, где были куры, утки и гуси. Подсобное хозяйство являлось базой для практических занятий по сельскохозяйственному труду и обслуживалось полностью детьми. Опыт работы школы по развитию подсобного хозяйства рассматривался на Всероссийском совещании директоров детских домов и школ-интернатов в г. Красноярске в 1982 году и освещен в научно-методическом журнале «Дефектология». В годы перестройки подсобное хозяйство было ликвидировано.
90е годы знаменательны активной работой по созданию модели постинтернатного сопровождения выпускников-сирот. В школе был создан социально-реабилитационный отдел, включающий в себя три штатные единицы социальных педагогов. Основной задачей отдела являлось жизнеустройство выпускников-сирот и сопровождение их по жизни. Опыт работы школы был опубликован в научно-методическом журнале «Дефектология» и «Вестнике психосоциальной коррекционной работы».
Начало нового тысячелетия стало началом строительства новой школы, которого коллектив добивался с 1983 года, когда было вынесено решение Новосибирского Облисполкома о строительстве нового здания.
В настоящее время строительствозавершено. Школа располагается в прекрасном новом здании, соответствующим современным требованиям:
Трехэтажный учебный корпус со светлыми классами и просторными рекреациями, кабинетами логопеда, психолога, компьютерных коррекционных технологий, игровых приставок и кружковой работы, а так же мастерскими;
Трехэтажный спальный корпус с медицинским блоком, включающим в себя кабинеты физио- и ароматерапии, массажный кабинет;
Прекрасно оборудованная столовая на 108 мест;
Муниципальное образовательное учреждение Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат находится в селе Чумаково Куйбышевского района Новосибирской области. Она расположена в 60 километрах от районного центра (г. Куйбышев).
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
В школе обучается – 106 детей. Из них: 36 – девочки, 70 – мальчики.
В школе 9 классов и 1 дошкольная группа.
Из них:
Один 0 (подготовительный) класс;
Три начальных класса (2, 3, 4);
Пять старших классов (5, 6А, 6Б, 7, 9).
Средняя наполняемость классов 12 человек. Все классы обучаются 6 учебных дней в неделю.
Продолжительность урока 45 минут.
В дошкольной группе – 15-20 минут,
В 0-1 классах – 35 минут.
В школе работает 51 педагог:
22 учителя,
25 воспитателей,
2 учителя-дефектолога,
1 учитель-логопед,
1 педагог-психолог.
Из них:
с высшим образованием - 28 человек
средним специальным образованием - 15 человек
Имеют: высшую квалификационную категорию - 2 человека
I-ую квалификационную категорию - 5 человек
II-ую квалификационную категорию - 18 человек
Средний возраст работающих учителей 42 года.
Средний педагогический стаж 18 лет.
В МОУ Чумаковской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот реализуются Специальные общеобразовательные программы для умственно отсталых детей. На основании данных программ под редакцией В.В. Воронковой были написаны учителями собственные рабочие программы, которые в 2006/2007 учебном году апробированы и будут доработаны.
Подготовительный класс функционирует как пропедевтическо-диагностический. В него направляются дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и дети, состояние которых требует более длительного обследования.
Цель занятий в подготовительном классе – повышение уровня как психологической так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Кроме того, в подготовительном классе наряду с обучающей решается и диагностическая задача, что позволит предупредить ошибочное зачисление в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида.
В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В I - IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально - трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII - IX классы - обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V - IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К коррекционным занятиям в младших (I - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально - бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0 - VIII классы), ЛФК (0 - IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0 - IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.
В III - V классах выделяются часы на обязательные занятия по выбору. В V - IX классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.
Продолжительность урока в "подготовительном" классе - 30 - 35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин. (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин.; во II - IX и X - XII классах (I - III курсах) - 45 мин.
В "подготовительном" классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 - 25 мин.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения. Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV - IX и X – XII классов (I - III курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.
Летняя трудовая практика в V - VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских.
В IX классах (в течение 20 дней) в учебно-производственных комплексах.
По окончании IX классов воспитанники сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом. Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у воспитанников коррекционной школы высших психических функций посредством коррекционно-развивающего обучения.
В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы во вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно.
Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых детей имеет большое теоретическое и практическое значение.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ:
Цель: Создание оптимальных условий развития личности ребенка, раскрывающих внутренние возможности и резервы. Создание коррекционно-развивающей, реабилитационной и здоровьесберегающей среды, обеспечивающей формирование потребности к здоровому образу жизни и механизмов стрессоустойчивого поведения учеников специальной (коррекционной) школы-интерната как основы здорового жизненного стиля.
Задачи:
1. Учебная – развитие мотивации к учению, коррекция познавательной сферы учащихся посредством компьютерных коррекционных программ.
2. Воспитательная – коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
3. Лечебно-оздоровительная – организация учебного процесса и отдыха воспитанника в охранительно-оздоровительном режиме.
Контакты:
Адрес: Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Чумаково, ул. Северная, 34/
Проезд: от автовокзала г. Куйбышева (НСО)/
Телефон:8-(383-62)-31-121, (383-62)-31-295, (383-62)-31-295.
Факс: 8-(383-62)-31-246.
E-mail: sch_chum_viii[собачка]mail.ru