Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 152 гостя и нет пользователей

   

История

История заселения села Балман

Информация о материале
Слово "Балман" пришло к нам в Сибирь из тюркского и татарского языков. По тюркски это слово в переводе на русский означает "медовое озеро". Это значит, что вблизи Балмана или на берегах этого озера рос медоносный лес. На татарском языке это слово означает озеро, соединенное какой-то протокой с рекой или в нем водится белая рыба. Самое подходящее для нас татарское название, т.к. озеро действительно в сильные весенние разливы соединяется с речушкой и в нем водится белая рыба. Ещё и потому, что местные озера, речки и речушки, впадающие в реку Омь, названы татарами, и это названия озер Аккуль, Алабуга, Башкуль, Бергуль, Большой Яргуль, Иткуль и др. в Куйбышевском районе. Реки Ича, Еланка, большая Каинка, Кама и др. в этом же районе сохранились и сейчас.

Пока трудно сказать, когда поселились татары на берегу озера Балман на этом живописном месте между озером Балман и рекой Омь, но это привлекательное место не могло быть незаселенным.
Если еще в 1625 году на месте нынешней Павловки и Иткуля были поселения по названию Сулбуева и аул Икуль, расположенные дальше Балмана, то на месте нынешнего Балмана наверняка жили татары. Пока не удалось найти подлинные документы о начале заселения Балмана русскими, но по данным архивного управления при Совете Министров СССР с. Балман является ровесником с. Чумаково и др. старожитейских русских поселений, которым насчитывается примерно 230 лет.
Русских поселенцев привлекало хорошее место для земледелия, животноводство, лес для строительства и отопления, озеро и река давали рыбу, по реке сплавляли лес, рямы и согры, колки - ягоды.


А. Миддендорф в своей книге "Бараба" сообщает о расположении Барабинских степей и о верховьях реки Оми, по которой он от последней деревушки "Балманка" с целью обследования берегов реки для поселения русских переселенцев на остяцких челноках доплыл до впадения р. Ичи в Омь, и на обратном пути встречал несколько семей остяков, которые привезли для обмена свою добычу – шкурки мелких пушных зверей, выделанные лосиные и оленьи шкуры, выделанные шкурки лебедей, несколько мешков сушеной рыбы на нужные им продукты, но зачастую брали продукты у балманских крестьян в отработку. Летом, во время сенокоса, остяки отрабатывали крестьянам на сенокосе. Балманские крестьяне рассказывали Миддендорфу, что остяки работают хорошо. Косят ручными литовками здоровее русских. Миддендорф назвал остяков «сынами природы» - это значит, что добудут, сразу променяют русским, а для пропитания себя снова на охоту или рыбную ловлю. Запаса продуктов не имели в летнее время. В это время балманские крестьяне имели уже изрядное количество скота, лошадей, и жили, в основном, безбедно. В зимнее время уезжали в урман на заготовку красного леса, весной сплавляли для себя на строительство, часть для продажи в Каинск, Мошнино.


Балманские крестьяне занимались земледелием, животноводством и частично побочным заработком. Население постепенно увеличивалось за счет естественного прироста и прибытия новых переселенцев, которые сразу же обзаводились необходимым количеством скота, лошадей, птицей.
В связи с тем, что ревизии (перепись) населения проводились редко и только в хорошо доступных населенных пунктах, а по нашей местности данные переписи до 1859 года почти не сохранились, приходится довольствоваться данными, сохранившимися в госархивах с 1859 года.


К нашему сожалению, некоторые труды исследователей Сибири еще не изданы и хранятся в рукописном виде, а к ним доступа нет. В некоторых государственных библиотеках в каталогах значатся нужные книги по нашей местности, а обнаружить их не могут.


По данным Новосибирского и Томского госархивов, Ленинградского исторического архива, в 1859 году в д. Балман проживало 40 семей и в них 236 человек. В 1893 году в Балмане проживало 65 семей, в них 276 человек. В 1896 г. проживало 438 чел., в 1900 году – 442 человека. Крестьяне в 1900 году имели в хозяйствах всего лошадей 409 голов, коров – 663 головы, мелкого скота – 1085 голов. Имелось посевов: озимой ржи – 148 десятин, пшеницы – 62 десятины, овса – 66 десятин.


Если взять для сравнения, то выглядит так:
у Алексея Соколова имелось лошадей 20, коров 26, мелкого скота 40 голов, пашни 8,5 десятин;
у Дементия Филиппова соответственно лошадей - 15, коров 25, мелкого скота 36 голов, посевов 12 десятин.


Из 70 хозяйств 15 имели от 10 до 26 коров. По количеству крупного рогатого скота около 10 хозяйств жили выше середняка, а по посеву зерновых культур они не превышали уровня среднего хозяйства. У Капитона Ло[ншакова] в семье имелось 12 душ, из них 8 трудоспособных. У Никиты Адерина из 12 душ 7 трудоспособных. У Кузьмы Шлюбченко из 12 душ 6 трудоспособных. Следовательно, хозяйства были натуральными. Что производили, то и потребляли, за исключением молока и небольшого количества мяса. 30 хозяйств имели уровень жизни ниже середняка, но без коровы не было ни одной семьи, без лошади - 1 семья Александра Аржанникова, и она же без посевов зерновых культур.


Хотя и называли балманских крестьян безбедными, но экономику их нельзя ставить на один уровень.


У Карпа Шмакова кроме двух коров ничего не было. Таким же был и Василий Носов, Михей Шмаков и другие. Они вынуждены были батрачить у зажиточных крестьян, сами или их дети. Некоторые семьи занимались гончарным ремеслом, кожевенным, пимокатным, кузнечным и др.
В 1911 году в Балмане проживало 88 семей, в них 582 человека, в 1926 году - 124 хозяйства, в них 773 человека. В 1911 году в Балмане имелось 2 мануфактурных лавки, одна [мельница], в 1926 году значится сельская школа, изба-читальня, маслозавод, мануфактурная лавка.
Ввиду отдаленности Балмана от уездного гор. Каинска и очень редкого населения балманские крестьяне не были ущемлены в земле. В 1893 г. за крестьянами было закреплено 5700 десятин земли. Земли на 1 крестьянский двор приходилось более 80 десятин, и, несмотря на это ввиду отсутствия уборочных машин посевов зерновых культур производилось очень мало. Все работы выполнялись вручную.


На средства прихожан в 1911 году была построена деревянная церковь. Село имело свои устои и обычаи, сложившиеся с начала заселения русскими. Дореволюционный Балман ничем не отличался от других поселений – сохранялась сплошная безграмотность. Не было избы-читальни, клуба, радио. Единственным развлечением молодежи на вечерах были самодельные балалайки, однорядные гармошки. Газеты выписывались очень небольшим количеством хозяйств. Одна небольшая школа на 10-15 человек не могла решить проблему образования населения, а родители с малых лет приучали детей работать в хозяйстве.


В Балмане были люди, которые с ненавистью относились к неравенству в экономике, выступали против эксплуатации человека человеком и, узнав о том, что произошла Великая Октябрьская социалистическая революция в 1918 году, создали партийную ячейку, которой руководил Зонов Филипп Иванович. В октябре месяце 1919 года Филипп Иванович был арестован колчаковцами и в декабре месяце расстрелян. В 1920 году в Балмане установилась Советская власть. В 1921 году была создана коммуна «Колос», организаторами которой были Носов Григорий Капитонович (председатель коммуны) и Носов Василий Михайлович. В коммуну было зачислено 6-8 хозяйств. Осенью 1927 года ввиду отсутствия поддержки со стороны районного руководства и начала коллективизации крестьянских хозяйств коммуна перестала существовать как самостоятельная единица и постепенно влилась в колхоз. Осенью 1929 г. в Балман прибыли 5 человек из числа двадцатитысячников, демобилизованных из 80 Ленинградского стрелкового полка по коллективизации сельского хозяйства. Один из них, Строгонов Ефим Иосифович, был первым председателем колхоза и колхоз был назван имени 80 Ленинградского стрелкового полка. В 1932 году Строгонов был отозван райкомом партии и направлен на другую работу. За два года, до 1934 г., сменилось несколько председателей. Осенью 1934 года председателем был избран Гляненко Пантелей Филиппович, который оказался хорошим руководителем колхозного производства. В 1936 году колхоз приобрел первую грузовую машину «полуторку», а в 1938 году пустил в эксплуатацию электростанцию и в Балмане загорелись «лампочки Ильича». Весной 1940 года на полях колхоза появились тракторы с приданными сельхозорудиями на Зоновской МТС.


После Великой Октябрьской социалистической революции стала меняться культура села. В деревне появились газеты, особенно «Крестьянская газета», увеличилось число учащихся в начальной школе. В 1935 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю, а в 1950-х годах – в восьмилетнюю. В 1970 году сдано в эксплуатацию новое, специально построенное на средства совхоза, здание восьмилетней школы, в помещении которой был размещен краеведческий музей. В 1970 году сдано в эксплуатацию новое здание сельского Дома культуры. Еще с довоенных лет работает отделение связи, медицинский пункт, библиотека. В новом помещении размещены магазины промышленных товаров и продуктовый. Экономика крестьян значительно поднялась. У абсолютного большинства семей имеется радио, телевизоры, мотоциклы, легковые автомобили.


Село Балман хорошеет. Местами расширяется улица, постепенно строятся, ремонтируются дома, в летнее время постоянно грейдируется улица, а автодорога Куйбышев – Балман покрыта щебнем.
Большой урон нанесла война 1941-1945 годов. На защиту Родины ушли все трудоспособные мужчины, были мобилизованы на военные заводы девушки и парни-подростки. В 1978 году в селе был построен памятник погибшим защитникам Родины, на стеле которого значатся 94 фамилии.



Записано со слов жителей села Балман.
В кн. С.И.Михайлова «Наша страна»


Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).