История

Из истории села Мошнино

Информация о материале
Опубликовано: 23.04.2010, 05:00
Просмотров: 7517

При проведении Сибирского тракта в 1700 г. на правом берегу реки Омь возникло селение Мошнино. Здесь издавна жили мирные татары, киргизы и калмыки часто совершали разбойничьи набеги на мирное население. Татары и русские переселенцы в Мошнино занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством. Еще в 1700 году ямское селение Мошнино считалось по тем временам большим населенным пунктом на великом Сибирском пути.

Мошнино застраивалось раньше, чем город Каинск. Называлась деревня так потому, что основал ее переселенец Мошнин.

В начале 20 века деревня занимала небольшую территорию у переправы через реку, около Московского тракта. По утверждению старожилов и их дедов, первые дома Мошнино располагались около современной 2-й школы. В середине 19 века часть деревни выгорела, и место около угла улицы Мошнинской и Советской долгое время называли "горелым местом". В начале этого века деревня имела такой вид: дома по Московскому тракту были примерно до современной остановки Буденного. Улица называлась Большой. Дальше, к интернату, был лес, как и на месте улицы Кутузова. Улица Советская была застроена до магазина № 13, а названия она не имела, только иногда ее называли "культурной", так как жители ее не занимались сельским трудом, а работали по найму, т.е. были служащими. Позднее, когда появились дома на современной Каинской улице, их стали называть "тот край", а современную улицу Советскую - Береговой. На улице Советской, над рекой, было 5 домов.

Улицы Достоевского не было, она начала застраиваться перед Первой мировой войной. Школьная улица называлась Рытвинкой, Кузнечная - Кузнечным переулком, так как там жили кузнецы. Современная улица Мошнинская была длиной в 15 домов и не имела названия. Дома на улицах стояли далеко друг от друга, так как у жителей были большие огороды. Размещение домов соответствовало пословице: "Колос от колоса - не слыхать голоса". Активная застройка Мошнино началась только при Советской власти.

Что же представляло из себя население Мошнино в начале 20-го века? Чем оно занималось?

Основными жителями Мошнино были крестьяне. Почти все они были наделены пахотной землей, участками леса, сенокосными угодьями. Пахотной земли у иных крестьян по 10-15 десятин. Зависело количество земли от количества мужских душ в семье. Крестьяне занимались и скотоводством. Некоторые имели по 6 -8 коров и до 15 лошадей. Деревню тогда окружали сочные луга, хорошие водопои. Жители нанимали специальных пастухов для пастьбы скота и хорошо им платили. Хотя основным платежом были продукты питания, но платили и деньгами.

На улице Кооперативной, напротив столовой, был овчарник - загон для овец и избушка для пастуха, который пас овец и все лето там жил. Скот на пастьбу выгоняли в 5 часов утра и пригоняли в 10 часов вечера. Каждому крестьянину нарезали огороды, иные были по гектару. Наемного труда у крестьян не было, не было в Мошнино и крепостного права.

Были и безземельные крестьяне, которые жили случайными заработками. Вот, например, старичок Михаил Тарасов, который жил по улице Большой, не имел ни земли, ни скота. Летом он нанимался пасти коров, а зимой чистил проруби. За прорубями хорошо ухаживали: их обставляли камышом и постоянно чистили, т. к. с реки брали много воды для скота, для бытовых нужд, да и белье там полоскали, колодцев почти не было.

В доме № 4 по улице Большой жил большевик Федор Петрович Иванов, который занимался революционной деятельностью в Каинске и должен был постоянно скрываться. По доносу брата - купца, который жил по соседству, Федор Петрович был брошен в тюрьму, располагавшуюся за загородной больницей. С приходом колчаковцев он был расстрелян на Савкиной гриве.

На углу улиц Советской и Мошнинской, справа, жил Кузьма Иванович Козин. Он не был богатым. Жил с женой и племянником. В хозяйстве было 2 лошади, 2 коровы. У священников и попов до 1917 года были большие участки земли и сенокосные угодья.

До Октябрьской революции в деревне Мошнино проживало 5 богачей. По утверждению старожилов, самым богатым человеком был купец Иван Петрович Иванов, который жил по улице Большой, возле современной 2-й школы, в деревянном доме с балконом. Этот дом и сейчас сохранился, только нет балкона. Семья состояла из 6-ти человек: купец - хозяин, жена Феоктиста Дмитриевна, 2 дочери и 2 сына. В многокомнатном доме была роскошная (по тому времени) мебель, граммофон. Территория современной 2-й школы была занята его хозяйственными постройками. Около дома располагались: лавка, пимокатная мастерская и маслодельный завод. У Казачьего мостика (к селу Отрадному) была мельница.

В городе, на месте старой аптеки, была базарная площадь, на которой стоял большой длинный дом с торговыми рядами. В том доме продавали известь и муку. Купцы брали в аренду торговые ряды и весы для большого веса. Торговал мукой здесь и купец Иванов. Мука была только высшего сорта (крупчатка) и расфасована в мешочках из ситцевых платков. Один пуд стоил 2 рубля. Работники купца Иванова ездили утром и вечером на лошадях и закупали у жителей деревни молоко, которое перерабатывали на масло. Фунт масла тогда стоил 40 копеек. Некоторые жители сами носили молоко. Обрат крестьяне забирали себе. Если нужен был крестьянам товар, его можно было взять за молоко в лавке Иванова.

В пимокатной мастерской работала была нелегкой. Имелись специальности заросчика и стирщика. Норма работы - урок - на одного стирщика 2 пары валенок в день: женская пара из 4-х фунтов и мужская из 7-и фунтов шерсти, т. е. 11 фунтов нужно было каждый день переработать. А мастер - заросчик с подручными должен заростить в день 8 пар, т. е. обеспечить 4-х стирщиков. Валенки не красили.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, забрали на фронт почти всех мужиков из деревни. Купцы не хотели идти в армию и тайно откупались. Так поступил и купец Иванов. Во время войны семья уехала в Новосибирск. В железнодорожной катастрофе погиб их старший сын Григорий. Когда началась гражданская война и пришли белые, в доме Иванова был госпиталь. Колчаковцы разграбили богатство Иванова, опустошили кладовые, надели пимы. После войны дом заняли под школу, потом - под Красный уголок и сельский совет, позднее - под детские ясли и общежитие для студентов. Сейчас там живут семейные. Все остальные постройки купца после революции были на ционализированы.В 1922году купец Иванов с семьей вернулся в Мошнино и стал жить рядом со своим домом у брата большевика, которого уже не было в живых. В 30-м году семью купца Иванова выслали Тогучин, потом они жили в Новосибирске, где Иванов умер.
 
В. Ф. Гайер.
В кн.: Куйбышев (Каинск): исторический опыт
социально-экономического и культурного развития.
Куйбышев. 1997.


Мошнино в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.

 
Более 20 лет разные поколения краеведов школы № 5 изучают историю бывшей деревни Мошнино, на территории которой находится  наша школа. В 2000 году мы отметили 300-летие Мошнино.

Как в капле воды в истории Мошнино отразилась история огромной России, а самыми трагичными в истории XX века являются события Великой Отечественной войны.

Цель моего исследования: дать представление о том, какой была заречная часть нашего города в годы войны; показать вклад жителей  Мошнино в дело великой победы над  фашизмом.

При подготовке доклада использованы воспоминания старожилов: Бобиной Натальи Васильевны, Суслова Ивана Петровича, Ефременко Михаила Тимофеевича, Чурышевой Марии Сергеевны, архив газеты «Трудовая жизнь», материалы школьного краеведческого музея.

В годы войны деревня Мошнино еще не входила в состав города и относилась к Абрамовскому сельскому Совету. На территории деревни располагался колхоз «Восход» (был основан в 1929 году, в 1945 году преобразован в артель «8 Марта»). На улице Войкова находилась контора колхоза. Улица Каинская была застроена примерно до остановки Безымянная. Дома в деревне стояли очень редко. Огороды были большими, по 20-30 соток.

На месте школы № 5 был березовый лес и рос боярышник. На территории современного АО «Птицевод» были стрельбища 313 воинской части. Солдат учили владеть различными видами оружия и приемами ведения боя. На этом месте уже в 80-е годы краеведами школы были найдены стабилизаторы мин, корпуса мин, рубашка ручной гранаты, гильзы пистолетов и автоматов, гильзы крупнокалиберного оружия, пищевой солдатский термос и другие предметы - немые свидетели тех лет.

Жили солдаты в городе, в Красной казарме. На учения, через Омь, переходили по деревянному мосту или переплывали на лодках. На  месте современного магазина свиносовхоза были вырыты землянки, в которых солдаты отдыхали и укрывались от непогоды. Весной солдаты вспахивали поле (в сторону современного кладбища)  и садили овощи, за «Птицеводом» были и их овощехранилища. - Мы, - вспоминает Ефременко Михаил Тимофеевич, - жили тогда впроголодь, и после уборки солдатами своих овощей ходили собирать то, что осталось на поле: мелкие, гнилые, замерзшие овощи, всему были рады.

На ученье и обратно, - вспоминала Бобина Наталья Васильева, жившая в начале улицы Каинская, — солдаты ходили по нашей  улице. Идут, бывало, строем, в ногу, песню поют, а сами усталые, голодные, часто забегали в дома и просили поесть. Командиры их за это наказывали, а жители жалели и давали что могли, хотя у самих было немного.
 
Горизонт на закате окрашен пожаром,
Лезет банда на пас, кровожадна, дика.
Встал советский народ, чтоб единым ударом,
Опрокинуть, разбить, уничтожить врага.

Пусть кипит наша ненависть сталью расплавленной.
Им не сделать рабами советских людей.
Быть змее обезглавленной, пасть обесславленной.
Захлебнется горячим металлом злодей.

Это стихотворение местного поэта Л. Беляева было напечатано в газете «Знамя стахановца», так называлась в годы войны газета "Трудовая жизнь», в № 189 от 6 июля  1941  года.   Стихотворение очень точно передает решимость советских людей сделать все возможное и даже невозможное для разгрома фашистских захватчиков.

В первые дни войны началась мобилизация мужчин в армию. Панфилов Петр Алексеевич в боях участвовал с 1941 года и до конца войны. Сражался под Сталинградом, освобождал Заполярье. Был помощником командира взвода. За мужество, проявленное в боях, награжден орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда».

Евстратов Петр Степанович воевал в танковых войсках. Освобождал Клин, Киев, Кенигсберг, Гданьск. Имеет награды.

Кошуба Иван Николаевич свой боевой путь начал в 1942 году. Воевал на Сталинградском, 1 и 2 Украинском фронтах, с боями прошел путь от Сталинграда до Чехословакии. За мужество награжден орденам боевой Славы III степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Потрясает история семьи Сусловых, которая до войны жила на улице Каинской, на месте современного дома № 28. Это была большая, дружная семья: две дочери и семеро сыновей. Шесть братьев с оружием в руках защищали Родину. Четверо из них не вернулись. Четыре раза приходила  в дом Сусловых скорбная весть.

Уже 25 июня 1941 года на фронт ушли Андрей, Федор и Дмитрий. Рядовой 28 моторизированного полка Суслов Андрей Иванович погиб 26 ноября 1941 года у деревни Кулаково Оленинского района Тверской области. Рядовой Суслов Федор Иванович пропал без вести в декабре 1942 года. Сержант снайпер Суслов Дмитрий Иванович погиб 5 мая 1945 года в Чехословакии, не дожив несколько дней до победы. Старший из братьев, рядовой Суслов Василий Иванович, призванный 11 декабря 1942 года, пропал без вести в мае 1945 года. Сражались на фронте также Петр Иванович и Михаил Иванович Сусловы.

Нелегко жилось и тем, кто остался в тылу. «Всё - для фронта! Всё - для победы!» Это не просто слова. В этом был смысл жизни каждого человека.

Жителям деревни в годы войны жилось трудно. Лошадей забрали на нужды фронта. Вместо лошади, как рабочий скот, использовали  коров. Соседи помогали друг другу, не оставляли в беде тех, у кого не было скота, давали коров, чтобы вспахать огород, привезти дров или вывезти сено. Хлеб давали по талонам по 200 граммов на взрослого человека и по 150 граммов на ребенка. Летом в пищу шли лебеда и крапива. На нужды фронта каждая семья должна была сдать по 270 литров молока, овечью шерсть, мясо, обязательно  подписаться на заем. А в колхозе работали за трудодни. Но люди понимали, что на фронте еще труднее, и сами добровольно помогали фронту, чем могли: сушили картошку, сухари, вязали теплые носки и рукавицы, шили кисеты и с одобряющими письмами посылали на фронт посылки.

В газете «Знамя стахановца» от 3 июня 1944 года мы нашли статью «Призыв домохозяек». В ней говорится, что общее собрание жителей улиц Урицкого и Кооперативной (это улицы Мошнино) единодушно постановило: «Всем подписаться на заем третьей пятилетки и полностью внести подписную сумму». Также домохозяйки обещали повседневно оказывать помощь колхозу «Восход» на полевых работах и обращались ко всем домохозяйкам последовать их примеру.

Еще заметка от 12 января 1945 года: «В ответ на военные успехи  Красной Армии на фронтах 55-летний колхозник колхоза «Восход», житель Мошнино, Михаил Федорович Томилов досрочно рассчитался с государством  по военному налогу за 1945   год. Он внес денежную сумму в 2 раза большую, чем установлено планом.    А учителя района, в том числе мошнинские, на своей конференции организовали сбор средств на строительство самолетов: было собрано 6  тысяч рублей наличными».

Посильный вклад в общее дело вносили и дети. Вспоминает Стребкова Капитолина Ивановна, которая в годы война жила в Мошнино:

«21 июня 1941 года в школе № 1 был выпускной бал, а 22-го началась  война. Я, оставив мечту об институте, осталась работать в родной школе, одновременно окончила курсы медицинских сестер, по ночам и  в выходные дни работала в госпитале, так как штатных медицинских работников   не хватало. В школах, и в мошнинской школе № 2, зимой было очень холодно. Топливо для школ заготавливали сами. Занимались при керосиновых лампах, писали чернилами  из свекольного сока, марганцовки, сажи. В каникулы летом работали с ребятами в колхозе на прополке посевов, на сенокосе, уборке зерновых. Руки до картошки доходили в последнюю очередь, ее копали из-под снега. Зимой  вечерами готовили посылки    на фронт. И в каждом из нас жила вера в Победу. И Победа пришла! Люди обнимались, плакали и смеялись.    На  улицах было    много людей. Повсюду слышались крики «Ура!»

С каждым годом все дальше уходят от нас эти события, все меньше остается участников и очевидцев Великой Отечественной. Но интерес к военной теме не угасает. Вот почему в нашем школьном музее большой раздел посвящен участию наших земляков в Великой Отечественной войне, хранятся их воспоминания, фронтовые письма. В экспозицию музея помещены карточки на сахар времен войны, фронтовые солдатские ложки, фляжки, сумка, полевой телефон, солдатская каска и др. Ветераны войны и труженики тыла всегда желанные гости в нашей школе.

 

Зотова Татьяна, 9 кл., школа № 5
Руководитель: Гайер В.Ф.
В кн.: Годы, события, люди. Куйбышев НСО, 2002.