История

...И назвали Сибирью

Информация о материале
Опубликовано: 21.08.2009, 05:00
Просмотров: 5119
 «ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ»    9 июля 1985 года.   № 109 (82)

      Закономерен и понятен огромный интерес сибиряков к ис­тории родной земли. Многие из наших земляков, прежде всего учителя, вместе со школьниками включаются в историко-краеведческую работу, знакомятся сами и знакомят своих воспитанников с трудами историков и краеведов.


   Ведет такую работу и наш общественный корреспондент, бывший председатель Чумаковского сельсовета, ветеран вой­ны и труда С. И. МИХАИЛОВ. Сегодня мы начинаем публи­кацию его заметок по истории освоения Барабы.

    До сих пор происхождение наименования нашего края остается загадкой. По-разному объясняли ученые его. Для примера возьмем три таких толкования. По одному из них слово «Сибирь» европейцы впервые услышали во времена Марко Поло. Происходило оно якобы от монгольского «шевер» (шивар) — болота, степные районы, куда не могли проникнуть конные полчища Чингис-хана. По другой гипотезе название родилось около двух тысячелетий назад, когда Азия, далекая и таинственная, выплеснула на запад волны кочующих народов. И тогда, мол, прозвучало имя одного из азиатских племен — сыбыры, а местность, где это племя размещалось, получило простонародное название «Сибирь».
 
По третьему предположению — так именовался по-татарски Кашлык — центральное поселение татарского ханства в XV веке, а небольшая речка, впадающая в Иртыш, называлась Сибиркой. Пока что историки согласны со всеми этими толкованиями. И, видимо, правильно поступают, подходя к изучению истории края с разных сторон, привлекая как можно больше источников информации о жизни древних народов на его территории. Установлено, что до 1583 года в большинстве мест Сибири население не учитывалось. В последующий период, с 1583 по 1710 год, здесь существовали воеводские управления, в состав которых включались образованные в это время волости. Воевода обязан был обеспечить сбор ясака, повиновение населения. В 1625 году в Барабинской степи было семь волостей, в том числе волость «Бараба», включавшая в себя 10 поселений, где проживало 116 семей - 470 человек. Самыми крупными поселениями были Кугутаева, Сарыбекбулатова и Иргеева, а затем шли Сергулова, Мумракова, Бекбулатова, Красный Яр, Колтаева, Елызакова, Саурикамова.
 
Рядом с Барабой располагались Карагалинская, Любейская, Чойская, Туражская волости. Если в Барабу входили поселения, располагавшиеся на месте нынешних Куйбышевского, Барабинского, Убинского, Каргатского и Чановского районов, то в Чойскую (Чейскую) волость входили поселения, располагавшиеся севернее: деревня Сулбуева на месте недавно существовавшей Павловки Балманского сельсовета, аул Икуль и другие. Эти данные взяты из книги Г. Ф. Миллера «История Сибири» и подтверждаются историком Б. О. Долгих в книге «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVIII веке». Установлено также, что на территории Барабы поселения были редкими, разбросанными по берегам рек и озер. Население было пестрым по этническому составу и языку. Например, потомки татар Кучумова ханства селились по верховьям Оми, Тары. Каргата, Чулыма, в окрестностях озера Чаны, в XVII веке здесь еще не было русских поселений. В «Чертежной карте Сибири 1701 года», составленной боярским сыном Семеном Ремезовым, не указано ни одного русского населенного пункта.
 
Начало заселения Барабы русскими было положено в 1722 году, когда здесь были построены три форпоста, в том числе Каинский.
 
Колонизация Сибири производилась царским правительством путем переселения крестьян из России. Одновременно шли сюда и по «вольному желании» и ссылались за всевозможные проступки, в том числе за политические выступления против господствующих классов. Расправляясь с непокорными, правительство попутно решало еще одну немаловажную задачу - опередить проникновение в богатую сырьем Сибирь иностранного капитала. Ведь она в то время, по словам исследователя Ипполита Завали­шина, была «лучше известна Европе, чем России». В 1749 году в окрестностях Каинска, кроме Мошнино, появились еще три деревни: Развалова, Тайлакова и Белова. Здесь числилось 19 душ мужского пола от 16 до 50 лет( женские души не учитывались).
 
В 1755 году в Барабинскую степь прибыл прапорщик Укусников (Уксусников), чтобы сделать обстоятельное описание мест для заселения русскими. Он доложил, что по берегам Оми имеются удобные места, где «есть и ко строению и на дрова много березового лесу, и пахотной земли и сенокосов со удовольствием. Места к поселению безопасные».
 
Он же писал, что если летом 1755 года по Оми было мало поселений, то в 1756 году от Каинского форпоста появились новые поселения вверх и вниз по берегам реки. Увеличились поселения и за счет рождаемости. Так, если в 1752 году в селениях вокруг Каинска было зарегистрировано 7 новорожденных, то в 1759 - уже 60.
 
В 1763 году в деревне Киселево уже числилось 193, мужские души, в Помельцево - 151, в Осиновых Колках - 184. В том же году по берегам Оми уже было 22 деревни, а в 1782 году - 63 поселения. Заселение Каинского уезда Томской губернии продолжалось.