История

История заселения села Горбуново

Информация о материале
Опубликовано: 30.01.2009, 04:00
Просмотров: 6818

Святая земля

Пробулькивает ручеек в ложбине моей родной деревеньки, словно кто-то прополаскивает горлышко. Кажется, пройдет самая малость, и он запоет. И солнце оперлось подбородком на пухлое облако - ждет. И зайчишка под кустом уши навострил - тоже ждет, запоет ли? И я жду. Ждала, ждала и задремала. Тогда и запел надо мной жаворонок. Кажется, переместился ручеек в небо, чисто заструился и вернулся на землю песней. А земля слушала, нежилась и дышала. Жаворонок припал к воде, освежил горлышко и запел. И все окрест высветилось. Потому, видно, и деревья, и цветы, изверушки к земле припадают. И все они от ее материнской груди возносятся к солнцу, которое ярко светит над моей малой родиной – Горбуново.

Это было, было...

Село наше старое, ведет свое начало с 1727 года. Имело название "Пегушино" - от пегих лошадей, на которых приехали первые переселенцы - татары Сизевы, Бурундуковы и построили два больших дома. В 1920 году деревня была переименована в Горбуново. Землемер Горбунов поставил первый колышек, и стали строиться. Построили маслобойню, две водяные и две ветряные мельницы, школу первой ступени. А в 1937 году построили школу-семилетку. Вокруг нее насадили деревья, вырос сад. В 1941 году открыли и магазин, и пекарню. Хлеба пекли круглые и душистые. В том же году организовали МТС. Многие женщины сели за рычаги тракторов. Вот некоторые из трактористок: Е. И. Корнюш, М. Н. Легоньких, М.И. Самойлова. В 1943 году заработали маслозавод, кирпичный завод. На нем работали женщины вручную. Их единственным помощником была лошадь, которая месила глину. Тяжелая работа в тылу легла на плечи женщин, так все мужчины, более 200 человек, ушли на войну. Вернулись только 36...

"Забыть бы все, да снятся сны"

... так вспоминает войну В. Ф. Отрощенко. На войну ушел из Витебска, где служил. Ушел как и все. получив всего пять патронов и приказ идти в бой. На войне вся жизнь "варилась в костре", по словам В. Ф. Позднякова. Среди страшных военных эпизодов он вспоминает мирный: "В деревне Жмеринка, дело было на Пасху, старушка дала нам пасху и яйца. Зашли в лес, там и встретили праздник". Для Н. П. Городкова война началась в 17 лет, когда в 1943 году ему пришла повестка, а в деревне не осталось ни одного взрослого мужчины.
В домах Ф. М. Горбуновой, Т. Кочергиной, А. Я. Петровой, С. М. Левиковой и сейчас, спустя пятьдесят с лишним лет, ждут солдат с войны. Не пришел с войны отец и нашей учительницы литературы М. И. Ашихиной По рассказам своей мамы, она отправила в конверте отцу лист табака, который был получен отцом. К 50-летию Победы Мария Ильинична написала стихотворение "Памяти моего отца".

Марфушины сказки

Сейчас в нашем селе проживают 906 жителей. Самая старая жительница - М В. Бурундукова. Рассказывает Марфа Васильевна про старинный обряд завивания березки, про песни да хороводы. Да, гуляли весело. Бывало, попадало от матки с батькой. Так бы сидел на лавке и слушал быстрый говорок Марфы Васильевны. Все она помнит, знает, все умеет и успевает. Вот чинно сидит на лавке и сказывает. Ладно это у нее получается, вся деревенская жизнь со всеми привычками.
- Это нынче весна ранняя, а Троица поздняя. А завивали мы раньше березки на Егория, а в Троицу уже пускали по воде. Нитками завивали, ленточками позже стали. Пряли на березки перед Пасхой. А в Егорий с утра выйдем с подружкой на край деревни и запеваем. Раз девки гуляют, значит, все сюда идут. Гармошки играют, все ходят нарядные. Потом с подружками соберемся и бежим березки завивать, чтобы другие не знали, которую завьем. Нитки цветные навязываешь на ветки - это за тятю, это за маму, за брата, за сестру. Всех переберешь, всем разные нитки и вешаешь. А в Троицу яйца варили, как в Пасху. С красным яйцом в рощу идешь, там его съешь, березку свою разовьешь и в реку ветки кидаешь, Если плывут, значит, жить будет, за кого завивала, а если потонет - до другой весны не доживет. Да не выходило все равно так, как они предсказывали, а все равно загадывали.

Интересно и красиво рассказывает Марфа Васильевна. Еще много традиций и обычаев она знает. Некоторые из них и сейчас соблюдаются.

Земля в наследство

Ласковый светлый ручей моего родного села. Гладя землю растрепанно рыжими волосами, опускается солнце. На пригорке под тенью листвы бежит рокочущий трактор. Красные всполохи спелой рябины. Полет 6абочки над ручьем. Куда ни посмотришь - всюду родимая Русь. С чем её можно сравнить? Разве только с сокровищем, самым дорогим и роскошным, которому нет, и не будет оценки. И, еще можно сравнить с наследством, перешедшим к нам от наших отцов, дедов, матерей. Сквозь толпу торопливо бегущих лет несем мы это наследство. А когда окажемся на черте, за которой наш путь будет оборван, отдадим наследство другим.

Взглянут наши наследники и увидят: стаи зеленых деревьев, реку Омь под закатными лучами, копны сена на берегу, а под самыми облаками - вольных птиц, летящих в дальние страны Родина! Дорогая зеленая Русь! Не случайно поэт сказал, что ее не умом, а лишь сердцем можно постигнуть. Для того и постигнуть, чтобы крепче любить, заслоняя, как мать, от всех метелей и потрясений.


Е. Щербакова,
11 класс, с. Горбуново
Трудовая жизнь, 1998 год