История
Историю города - по крупицам
- Информация о материале
- Опубликовано: 15.10.2009, 05:00
- Просмотров: 4491
"Трудовая жизнь" (год неизвестен)
Прочла в газете статью "Семь храмов». Хочу её дополнить. Я — коренная жительница Каинска, родилась в 1912 году. Дело в том, что никто не вспоминает церковь, что стояла на городском кладбище. Была она красивая. Там проходило летнее богослужение. Открывали ее в Троицу. Кругом было много цветов, зелени. И вообще, весь Каинск стоял. окруженный березовыми рощами… Были раздельные кладбища: еврейское, русское, татарское. Я помню лишь развалины татарской мечети. Она стояла за еврейским кладбищем, ближе к озеру Кайлы. Когда уже работала учительницей, мы с ребятами садили в том районе общественный сад.
Писали раньше в газете и о том, что люди уже не знают о кончине купчихи Шкроихи. Знает Н. А. Бобин, что в 1937 году она приезжала в Каинск и сдала свои ценности. Она получила 25 процентов их стоимости и, думаю, вряд ли умерла в землянке. Не было такого слышно.
Прадеда моего, солдата, за восстание на Сенатской площади сослали в эти места. Жалею, что отца не расспросила об этом подробнее. Но время ушло…
Помню, на реке понтонный мост был. Сено, груз перевозили на паромах. А мост ставили лишь тогда, как пройдут лед и плоты. Один паром ходил там, где теперь мост. Второй - чуть выше по реке. Деревянный мост построили уже позже. При нем был смотритель. Его будочка и дом рядом стояли. Тут же ящик с песком на случай пожара.
Колоколов в городе было много. Звон очень красивый в праздники стоял. Куда подевались они, никто не говорил. Тут литейный цех работал, где сейчас аптека № 52. Их, наверное, переплавили. Ведь большой колокол был почти из серебра.
Калмыков, немцев сюда переселяли. Мне, как учителю, приходилось бывать у их детей в землянках. Очень они бедно жили. Запомнилось, что калмыки писали грамотно, запоминали, не коверкая, русскую речь.
В то время никто не разрешал рубить рощи. В трудные годы нелегко было выпросить разрешения на вырубку. Это в войну их, крадучись, вырубили.
Город был чистый, тротуары деревянные. В туфельках ходили. Пока машины не появились. Старожилыимели привычку не выливать и не выбрасывать ничего за ворота. Сухой мусор сжигали. Во дворах для слива делали аккуратные, ухоженные ямы. Традиция не позволяла: «нельзя выносить сор из избы».
Пока мы, старые люди, остались, нужно писать такие воспоминания, а затем поправлять, дополнять, чтобы достоверно восстановить по крупицам историю города.
Прадеда моего, солдата, за восстание на Сенатской площади сослали в эти места. Жалею, что отца не расспросила об этом подробнее. Но время ушло…
Помню, на реке понтонный мост был. Сено, груз перевозили на паромах. А мост ставили лишь тогда, как пройдут лед и плоты. Один паром ходил там, где теперь мост. Второй - чуть выше по реке. Деревянный мост построили уже позже. При нем был смотритель. Его будочка и дом рядом стояли. Тут же ящик с песком на случай пожара.
Колоколов в городе было много. Звон очень красивый в праздники стоял. Куда подевались они, никто не говорил. Тут литейный цех работал, где сейчас аптека № 52. Их, наверное, переплавили. Ведь большой колокол был почти из серебра.
Калмыков, немцев сюда переселяли. Мне, как учителю, приходилось бывать у их детей в землянках. Очень они бедно жили. Запомнилось, что калмыки писали грамотно, запоминали, не коверкая, русскую речь.
В то время никто не разрешал рубить рощи. В трудные годы нелегко было выпросить разрешения на вырубку. Это в войну их, крадучись, вырубили.
Город был чистый, тротуары деревянные. В туфельках ходили. Пока машины не появились. Старожилыимели привычку не выливать и не выбрасывать ничего за ворота. Сухой мусор сжигали. Во дворах для слива делали аккуратные, ухоженные ямы. Традиция не позволяла: «нельзя выносить сор из избы».
Пока мы, старые люди, остались, нужно писать такие воспоминания, а затем поправлять, дополнять, чтобы достоверно восстановить по крупицам историю города.
С. ШУБИНА,
пенсионерка.
пенсионерка.