Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 188 гостей и нет пользователей

   

История

Вылинок Елена Сергеевна

Информация о материале

Родилась в 1923 году в с. Отрадное Куйбышевского р-на Новосибирской обл.
Призвана Куйбышевским РВК.
Младший сержант.
1-я отдельная женская добровольческая стрелковая бригада НКВД
Демобилизована в 1946 году.

БЫЛА ВОЙНА…

Елена Сергеевна Вылинок, ветеран Великой Отечественной войны, служила в Особой женской добровольческой стрелковой бригаде, прошла тяжкими огненными дорогами вместе со всеми советскими людьми и добыла Победу свободу для своих детей и внуков, для всех нас. И мы с благодарностью и великим уважением должны относиться к таким людям и обязательно помнить, кому обязаны тем, что имеем возможность жить, дышать, видеть солнце.

Известие о войне застало Елену Сергеевну здесь, в Сибири. Она, семнадцатилетняя девчонка, работала тогда учетчиком в полеводческой бригаде в с. Отрадном. Страшно было, казалось, что небо рухнуло на землю, похоронив под собой все надежды и устремления и оставив только два чувства: ненависть к врагу и желание во что бы то ни стало освободить родную землю от захватчиков.

...Шли эшелоны, увозили в дальнюю сторону советских воинов-призывников и добровольцев. Вся страна как один поднялась перед лицом страшной угрозы и в больших городах, и в маленьких деревушках собирались люди в тяжкий, но святой путь.

На комсомольском собрании начальник политотдела сказал: "От нашей организации требуется два защитника Родины". И сразу обратился к Елене Сергеевне: "Ты согласна?" Девушка ответила быстро и решительно: "Согласна!" И вскоре девчат-добровольцев отправили на курсы санинструкторов. Учили, как оказывать помощь раненым, как обращаться с оружием. Готовили очень серьезно. А через два месяца их распустили по домам, дав короткий отпуск - 15 дней.

В заботах, хлопотах отпуск пролетел незаметно. И настал тот день, когда Елене Сергеевне вручили повестку с указанием явиться на сборный пункт в г. Куйбышев. Тяжело было прощаться с домом, с родными, но долг перед Родиной - превыше всего. И ночью, пешком, девушка отправилась в город.
Там прошли комиссию и отправились в Татарск, где формировалась Особая женская добровольческая стрелковая бригада. О ней мало кто знал тогда и знает сейчас. Инициатором ее создания была майор Крылова. В начале войны она служила в кавалерии. Однажды их эскадрон попал в окружение. Командир погиб, и эта отважная женщина взяла командование на себя и вывела бойцов из окружения. Узнав о таком мужественном поступке, Сталин пригласил Крылову к себе, где они и решили создать Особую женскую бригаду. Командиром ее стал полковник Коваленко, заместителем - майор Крылова. С этой женщиной в бригаде находилась сестра, и служил снайпером младший брат. А вскоре он погиб под Петрищевом, подорвался на немецкой гранате. Тогда советских бойцов учили, что немецкую гранату можно успеть перебросить назад. Вот и он подхватил такую гранату, но бросить не успел - она разорвалась в его руках. Под Петрищевом его и похоронили. И до сих пор эта страшная картина стоит перед глазами Елены Сергеевны: ребенок, шестнадцатилетний мальчишка - и такая ужасная смерть.

Большинство девушек в бригаде были из Сибири, но также из других краев и областей. Располагалась она в Очакове. Елену Сергеевну направили в автороту, и не санинструктором. У бойцов этой роты было особое задание - доставлять продукты и боеприпасы. Девчонкам 18-20 лет приходилось на себе таскать тяжеленные мешки по 70-100 килограммов. А вообще в бригаду входили разные рода войск: рота пулеметчиков, рота ПТР, снайперы, разведчики, прожектористы. И каждый выполнял поставленную перед ним задачу, служа общей благородной цели.

Елена Сергеевна помнит много событий тех дней. Когда немца стали теснить, их бригаде пришлось побывать в тех местах, где воевала Зоя Космодемьянская и была казнена. Она сама лично беседовала с хозяевами дома, в котором истязали героическую партизанку.

Наши части двигались вперед, освобождая поруганные захватчиком советские земли. Бригада нашей героини дошла до Смоленска и простояла там до июля 1944 года. А когда еще шли бои за этот город, произошла страшная трагедия, о которой Елена Сергеевна до сих пор вспоминает с болью.

Рядом с их батальоном стояла рота ПТР, состоящая их одних девчонок. И как-то раз немец с особым остервенением принялся бомбить Смоленск. Нашим самолетам даже не дали подняться в воздух. Враг сбрасывал бомбы замедленного действия. Девчата выскочили было из землянки, и в тот момент рядом разорвалась одна из таких бомб. 40 человек сразу погибло. Некоторых нашли только спустя несколько суток.

А вот в самую первую бомбежку, под которую Елена Сергеевна попала еще в Москве, страха почему-то не было. Или не понимала еще, что это очень опасно или по какой другой причине - сейчас она этого объяснить не может. Ей тогда даже интересно было - зенитки били так красиво, завораживающе. И она стояла и смотрела, пока командир взвода не закричал - "Ты что, бомбу ртом поймать захотела?!" и не приказал немедленно отправляться в укрытие.

В Смоленске у девчат была особая задача. Мужчины шли в наступление, а они закрепляли границы и патрулировали населенные пункты, чтобы предотвратить возможные диверсии. Немцы тогда совсем осатанели - десанты свои, как горох, сбрасывали. Приходилось проверять всех проходящих и проезжающих по освобожденным территориям, и даже генеральские машины. Диверсантов ведь чаще всего в советской форме засылали, и награды могли нацепить. А диверсий в то время совершалось очень много. В июле 1944 года в г. Чапаевске произошла диверсия на военном заводе, выпускающем боеприпасы. 10 000 человек погибло - почти весь рабочий район взлетел на воздух. И девчат отправили в этот город на охрану военных заводов, где они и пробыли до июля 1946 года.

Но до тех пор пришлось повидать в Смоленске всякого. В Духовщинском районе немцы полностью выжгли деревню за своих убитых партизанами солдат и офицера. Одни трубы черные остались на том месте. Обливали избы бензином и поджигали. А тех, кто выскакивал из пламени, расстреливали из автоматов.

Был там и свой предатель-полицай, который многих партизан сдал захватчикам. И председателя колхоза связанного с партизанами, оборотень тоже предал. Фашисты пытали его самыми зверскими способами - ставили голыми ногами на раскаленное железо. А когда советские солдаты вошли в деревню, поймали предателя и стали судить, жена и теща его плакали, умоляли отпустить. Но, увидев, что ни мольбы, ни просьбы не помогли, теща яростно выкрикнула - "Чтоб вы столько крови пролили, сколько мы – слез!" Елена Сергеевна схватилась за автомат, но ее остановили, не дали пристрелить эту гадину.

Всякое пришлось пережить: смерть, боль, страх. Но цель у людей была одна - скорей бы кончилась война и наша земля снова стала свободной. Шли в бой с одной этой мечтой, ни о чем больше не думая. День Победы Елена Сергеевна встретила в Черняховске - сообщение услышала по радио. Радости не было предела: плакали, смеялись, обнимались. Верили, что теперь все будет хорошо, жизнь постепенно наладится. Силы, здоровье, молодость сделают все, чтобы поднять родную землю из пепла.

В 1946 году Елена Сергеевна демобилизовалась и вернулась в родное село. Дома застала свою мать совсем больной, голод, нехватку самого необходимого. Но несмотря ни на что хотелось жить, работать. Пошла в колхоз метать стога, а после устроилась инспектором по забору молока и даже избиралась депутатом по Патрушевскому округу.

Шли годы. Появилась дочь, а теперь уже - двое внуков, правнуки. Жить бы и радоваться. Но болезни совсем одолели. И боль, не только физическая, но и душевная - за нашу страну, за нашу армию. Тогда было горе, развал. В деревнях остались только женщины, старики да дети. Но мы все делали сообща, знали, что нас ожидает, если победит враг. Добыли Победу, подняли страну из руин. А теперь? У меня душа болит за армию. Солдаты голодают, голые, грязные. Нас во время войны обеспечивали всем: давали шерстяные чулки, теплые рубашки, стеганые брюки, тонкие брюки. И кормили нас хорошо, заботилась о нас страна. А сейчас, в мирное время, развалили и страну, и армию. Как можно было допустить такое? У одного немецкого генерала нашли дневник, в котором он записал "Русских можно победить только русскими". Вот и добились своего. Ничего не осталось от прежнего величия и силы нашей страны.

Права, ох как права эта мудрая женщина. Можно сколько угодно спорить, но человек, прошедший такие испытания, многие вещи видит лучше нас, сегодняшних, молодых. Мы многое упустили и растеряли в этой жизни. И главное - уважение к тем, кто спас мир от коричневой чумы. Живут старики-ветераны всеми забытые, никому не нужные. Вспоминают о них только 9 мая и 22 июня. Подарки какие-то делают, на чай приглашают. Но не подарки нужны им, а доброе слово и теплое участие, и не по долгу, но от души. Их ведь так мало осталось...

Н. Щербакова.
«Трудовая жизнь» №112 (11026) от 25 июля 1998 г.


Из энциклопедии по истории МВД России:

1 отдельная женская добровольческая стрелковая бригада войск НКВД.
Сформирована к 13.12.1942 г. в РККА по приказу НКО от 9 ноября 1942 года из девушек-добровольцев, передана 22.11.1943 г. в состав внутренних войск НКВД.
Организационно-штатная структура:
Управление в Очаково (Кунцевский район г. Москвы), 4 стрелковых батальона, отдельный учебный батальон, пулеметный батальон, отдельный артиллерийский дивизион, минометный дивизион, отдельный истребительно-противотанковый дивизион.
Задачи: задержание дезертиров, борьба с бандитами.
Расформирована 31.07.1944 г.


Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).