Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 38 гостей и нет пользователей

   

История

Блудов Григорий Варфоломеевич

Информация о материале

Родился в 1921 году в п. Веселый Кут Алтайского края.
Призван Алтайским РВК.
Младший лейтенант, командир танка Т-34.
27 танковый полк 6 механизированного корпуса, 29 отдельный танковый полк.
Калининский фронт, 1-й Украинский фронт (Орловско-Курская дуга).
Демобилизован в мае 1946 года. Умер 7 ноября 1993 года.
Похоронен в г. Куйбышев Новосибирской обл.

 БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ


Война с фашистской Германией меня захватила в 9 километрах от города Самарканда, где я проходил службу в танковой части. К тому времени я уже окончил полковую школу и был назначен механиком-водителем танка БТ-5. Через трое суток нас подняли по боевой тревоге, и мы выехали на фронт. Боевое крещение состоялось под городом Воронежем. Участвовал в боях на Калининском фронте, в обороне города Москвы.

 
Блудов Григорий Варфоломеевич
 
В конце декабря 1941 года я был направлен в офицерское училище, которое находилось в городе Чирчике, недалеко от Ташкента. Учился я весь 1942 год и до апреля 1943 года. Окончил успешно 1-е Харьковское училище средних танков Т-34, после окончания которого мне была присвоено звание младшего лейтенанта, и я получил назначение на должность командира танка Т-34.

В ночь на 1 мая 1943 года из училища нас, 100 офицеров-выпускников, направили в части, формировавшиеся для отправки на фронт. Я был направлен на Урал, в Нижний Тагил, в маршевую роту. Там, на Тагильском заводе, я получил личный состав экипажа танка и боевой танк Т-34. Здесь провели занятия по сплачиванию экипажей и боевой стрельбе из танков. После этого нас направили на фронт, на Орловско-Курскую дугу, после боев на которой принимал участие и в других боях и сражениях, среди них две операции не Украине. Первая началась в Слауте, Шепетовке и продолжалась до освобождения города Каменец-Подольского, вторая операция пошла в историю Великой Отечественной как Львовско-Сандомирская.

Закончил я Великую Отечественную войну 23 июля 1944 года в городе Львове, где был тяжело ранен, и больше на фронт не попал. После окончания войны проходил службу в танковых войсках в Брестской области Белорусского военного округа до 20 июля 1946 года. Уволен в запас по состоянию здоровья - сказались ранение и контузия.

Как и у всех воевавших, в моей военной жизни встречались наиболее яркие моменты, которые, можно сказать, навсегда поселились в моей памяти, их забыть невозможно и очень сложно описать в кратком сжатом виде. Помню, это было на Украине в июле 1944 года: мы в составе отдельного танкового полка, по личному заданию командующего армией генерала Лелюшенко, ходили в тыл противника на 38 км. Тогда мы овладели станцией Перемышляны. На станции захватили три железнодорожных состава с техникой, боеприпасами и продовольствием. Благодаря нашим действиям противнику был отрезан путь через эту станцию и нарушена связь, а также был сохранен железнодорожный мост, который был уже подготовлен немцами к взрыву. Станцию Перемышляны, находясь в тылу противника, мы удерживали почти трое суток, отражая непрерывные атаки врага до подхода наших свежих сил. Кстати, сохранность железнодорожного моста была возложена на наш экипаж, и поставленная передо мной, как командиром танка, задача была выполнена успешно. В июле 1943 года шли ожесточенные бои в Орловской области, где мне впервые пришлось участвовать в бою в качестве командира танка Т-34. Уже точно не помню, какого числа, но в один из таких дней шел непрерывный бой, в котором участвовало большое количество танков с обеих сторон, а в воздухе работала авиация. Именно тогда мы, танкисты, впервые увидели и ощутили некоторое преимущество нашей отечественной авиации. Во время этого сражения ее было там, как и танков, достаточно. В общем, на поле боя было много железа, как и солдат, танки, подбитые и сгоревшие, стояли рядами, как с нашей стороны, так и со стороны противника. Наш отдельный танковый полк стоял на опушке леса замаскированный, и в этом бою я сначала не участвовал, т.к. мы были резервом Верховного Главнокомандующего, но к вечеру на одном участке противник потеснил наши части, и тогда наш полк резерва был введен в бой. Наши танкисты быстро восстановили положение и не только остановили противника, но и заставили его отступать. Бой шел дотемна. Наш танк - первый в линии наступления - был подбит противником. Была выведена из строя одна гусеница, благо в это самое время боевые действия с обеих сторон в основном прекратились и мы оказались в нейтральной зоне. Вот в такой обстановке мне, как командиру, пришлось принять впервые самостоятельное решение, и я дал команду покинуть танк, захватив с собой танковые пулеметы и автоматы, а также боеприпасы к ним.

Недалеко от танка наш экипаж занял оборону, и с наступлением полной темноты мы стали устранять повреждение в танке. Почти до рассвета мы восстанавливали его, т.к. работа велась под обстрелом противника, и неоднократно приходилось прекращать работу, уходить от танка и снова возвращаться.

Наконец, нам удалось восстановить танк, и, хотя одна гусеница была длиннее другой, и наш танк все время тянуло в сторону, мы сумели выбраться из нейтральной зоны к своим товарищам, где совместными усилиями устранили все повреждения, заменив некоторые детали, для чего сняли аналогичные с других подбитых танков. Таким образом, наш боевой экипаж снова стал в боевой строй. На этом танке наш экипаж прошел с боями ряд районов Орловской области. 15 августа 1943 года, уже после освобождения районного центра с. Шаблыкино Орловской области, наш танк был полностью выведен из строя, а я, раненый, тяжело контуженный, в бессознательном состоянии, доставлен в госпиталь, остальные четыре члена экипажа погибли. Случилось так, что меня в части потеряли, и я оказался в списках погибших, о чем было выслано извещение на мою родину, в Алтайский край. Так я прошел первое командирское испытание на Курской дуге.

Помню эпизод, произошедший в городе Львове. Дело в том, что сложилась такая обстановка, что на танках у нас не оказалось десанта автоматчиков, а без десанта вести уличные бои в городе очень сложно: большие потери танков. Первые дни при штурме города мы не смогли достигнуть успеха. Советская Армия несла тяжелые потери в танках от фаустников, в основном засевших в укрытиях в кирпичных домах. Наступление нашего полка было приостановлено. Вот в такой обстановке наш экипаж был направлен на одну из улиц г. Львова на разведку боем. Вызывая огонь противника на себя, нам удалось пройти почти всю улицу. В это время наше командование вело наблюдение за нами и засекало огневые точки противника, чтобы потом в уличном бою в первую очередь подавить огневые средства противника. Поставленная задача нашим экипажем была выполнена, успех полку был обеспечен. В разведке три члена экипажа погибли, сгорел и наш танк, из экипажа осталось нас двое, оба получили ранения, но, несмотря на это, нам удалось добраться самостоятельно обратно. Превозмогая боль, мы выбрались в центральную зону, где нас встретили девушки — жительницы Львова. Они оказали нам первую помощь и помогли укрыться в безопасном месте.

Г.В. Блудов, 
г. Куйбышев, 1987 год

В кн.: Солдаты Победы. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.



Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).