Кто на сайте?  

Сейчас на сайте 327 гостей и нет пользователей

   

История

Дом, где было тепло

Информация о материале

Люмьер Человека нужно вырастить человеком,

а не учить уже выросшего стать им.

М.Кулаева

Ссылаясь на историю кино, его родиной является Франция. В рождественские дни 1895 года, на бульваре Капуцинов появилась афиша, приглашавшая на представление "Кинематографа Люмьер".

Люмьер - фамилия родоначальников кино, братьев Луи Жана (1864-1948) и Огюста (1862-1954). По-французски слово (lumiere-люмьер), означает свет. У создателей этого зрелища оказалась и соответствующая фамилия. За вход любопытствующие, должны были заплатить один франк. Первое, что они увидели, это белое полотнище и штатив с ящиком, напоминавший фотоаппарат.

Зрители заняли места, свет погас, а полотнище осветилось ярким сиянием. Вначале представления, картинки сменяли одна другую. "Неужели обман?" - но через несколько мгновений, запряжённая лошадь с картинки пошла на них, а вместе с ней, задвигались и прохожие. Вокруг обрушившейся стены поднимались клубы пыли, и когда в глубине экрана появился паровоз, движущийся на зрителей, многие вскрикнули и подались назад. Эмоций для первого раза оказалось с избытком.

Аппарат братьев Люмьер был прост и надёжен. Скорость плёнки была 16 кадров в секунду. Первые кинооператоры с камерами братьев Люмьер были ещё и киномеханиками.
Первые демонстрации нового изобретения в России состоялись в 1896 году в Петербурге и Москве. До конца того же года в Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде.

Каждый сеанс длился 10-15 минут, киноленты были 15-20 метров длины. Обычно сеансы устраивались в увеселительных заведениях. Зрителей больше всего интересовала необычность зрелища, а не его содержание.

Вслед за крупнейшими городами, демонстрация начинается в уездных городах и даже сёлах. С началом ХХ столетия появляются стационарные "электротеатры". Это дало толчок производству фильмов. В то же самое время возникла практика обмена картин и начиная с 1906 года, их проката. В свою очередь стимулировало и дальнейшее развитие сети "электротеатров", а вместе с этим расширение производства картин.

Гордостью российского немого кино стали Вера Холодная и Иван Мозжухин, наиболее известными зарубежными - Чарли Чаплин и Мери Пикфорд. Появившееся однажды кино, всё настойчивей входило в перечень досуга обывателя.

Если в городах с расширением сети "электротеатров" проблема демонстрации была частично решена, то селу до этого было ещё очень далеко.
Только с появлением клубов, уже при советской власти, нашлось и достойное место для демонстрации кино. На долгие десятилетия клуб для села стал одновременно и кинотеатром.

За всё это время в стране было построено почти сто тысяч больших и малых клубов. Альтернативой до их появления были посиделки, которые проходили в чьей-нибудь избе.

В Сергиевке Куйбышевского (Михайловского) района, первый клуб появился только после войны 1941 года. Здание старой конторы отдали под клуб. То был дом из двух комнат, ранее принадлежавший одному из жителей деревни. В этом же доме была открыта библиотека.

Её площадь приблизительно равнялась 12 кв. м. Вдоль стен распологались самодельные стеллажи до потолка. По табличкам можно было найти нужную литературу. На нижних рядах располагались детские книги. Своё определённое место имела фантастика, литература, научные труды Маркса-Энгельса-Ленина и другие. Библиотека насчитывала до пятисот и более книг. Здесь же имелись подшивки газет и журналов. Самым излюбленным изданием в 50-60 годы являлся юмористический журнал "Крокодил", свежий номер которого всегда ожидали с нетерпением. Первым библиотекарем была Анна Майборода-Руденко. Родом из Молдавии, попавшая по распределению в далёкую сибирскую деревню.

Второй на эту должность заступила Зорина (Осипенко) Валентина Владимировна, окончившая к тому времени Чумаковскую среднюю школу.

Последней, отработавшей двадцать лет библиотекарем, была Кормачёва (Осипенко) Мария Егоровна.

Отапливались клуб и библиотека одной печью, встроенная в общую стену. Дровами обеспечивал сельский совет. Площадь второй комнаты, где располагался клуб, равнялась приблизительно 20 кв. м. На одной из стен крепился 3х2 экран.

Комната имела продолговатую форму. Противоположная экрану стена имела два прорезных окошечка в кинобудку. Помещение имело два окна, входную и запасную дверь. При входе было высокое крыльцо. Библиотека специального входа не имела.

Сиденьем для зрителей служили четырёхметровые берёзовые скамейки. Во время танцев их ставили вдоль стен. Танцы тогда были такими заразительными, что в пляс пускались даже те, кому медведь "на ухо наступил". В конце 60 годов, в клубе был установлен бильярдный стол.

За порядок и отопление отвечала уборщица. Она же заботилась о наличии питьевой воды и о порядке прилежащей к клубу территории. Работать в разные годы довелось Зориной Елизавете, Осипенко Елене Фёдоровне и последней была Михалец Надежда. Деревянный пол мыли до белизны. Для этого было достаточно металлического скребка, веника без листьев и обыкновенной тряпки. Порядок всегда был идеальный.

В клубе проводились различные мероприятия, в том числе колхозные собрания, во время которых обычно чествовали самых заслуженных работников хозяйства. Наградой мог стать отрез материи, одеяло, вымпел из нержавейки с надписью "Лучшему механизатору или животноводу", ружья и другие ценные подарки.

К каждому празднику или знаменательной дате, своими силами готовили концерт. Роль руководителя художественной группы, как общественную нагрузку, брала на себя библиотекарь. Сергиевка изначально славилась вокальными исполнителями во всей округе. Выступления художественных групп всегда тепло принимались в соседних деревнях, к примеру Андреевке, Угурманке, Зоново и других.

Бывали годы, когда группа не насчитывала и десяти человек, но успех был тем не менее. Во время выступлений, поступали даже заявки из зала на ранее исполнявшиеся номера, что делало честь коллективу.

С концертами в соседние сёла, добирались в основном на тракторе с тележкой, зимой с избушкой на санях. Романтика и только, кому пришлось это пройти, навсегда остался общественником и организатором в любом начинании.

На рубеже 60-х годов появилась возможность иметь дополнительную единицу, как заведующий клубом. Одним из первых взял на себя эту ответственность Сергей Галкин, ко всему ещё и прекрасный баянист. Его сменила Лидия Шабанова.

1967 год
1967 год.


Не богат выбор развлечений сельского жителя. Одним из беспроигрышных вариантов являлось кино. Его зрителями могли быть, посетители от трёх лет и до бесконечности.

КинопленкаЕщё до открытия клуба, кино демонстрировали в местной школе. Тогда существовала практика кинопередвижек. Немые фильмы были первыми ласточками в глубинке. Так как электричества в эти места ещё не прошло, то и киноаппараты крутили вручную.


Всегда находился желающий помочь, наградой был бесплатный просмотр картины.


В коллективе кинопередвижников на протяжении многих лет трудились Ревяко Анатолий и Турнаев Анатолий, Шелудько и Баева Лидия из Новодубровки и позднее Селюкова (Осипенко) Анечка.

Маршрут кинопередвижки начинался в Чумаково и доходил до Крещенки. Когда у них появились (так называемые движки), их приходилось возить с собой. Звук работающих движков был слышен далеко за пределами деревни.

Примером в выборе профессии для Ани, стала Лидия Баева. Судьба распорядилась так, что ещё учась в школе, дороги их пересеклись. Колеся с кинопередвижкой по району, Баева каждый раз останавливалась в многочисленной семье Селюковых на ночлег, живших в Андреевке. За это, Анечка была первым зрителем во время фильма. Пристрастившись с детства к кино, незаметно для себя и выбрала эту профессию.

В свои первые трудовые годы (с 1957года), она продолжала колесить со всей аппаратурой по запланированному маршруту. Создав свою семью, осталась верна раз и навсегда выбранной профессии. С конца 50 годов ей пришлось демонстрировать фильмы, в Сергиевке и Андреевке.

В летний период план её работы несколько менялся; вечером кино, а утром вместе с полеводами на покос в Горелую Гриву. Возвратившись с покоса, первым делом перемотать киноплёнку с конца на начало, а делалось это всё ещё вручную.

Киноаппарат в кинобудке стоял один и после каждой части приходилось делать небольшой перерыв, чтобы зарядить следующую. Особо нетерпеливые зрители начинали топать ногами или неистово свистеть. Однако перезарядить аппарат требовалось время. Продолжительность сеанса от этого ещё более увеличивалась. Если был двухсерийный фильм, то и длился дольше трёх часов.

Перед началом сеанса обязательно предшествовал документальный журнал, а вскоре появился юмористический журнал "Фитиль". Для сельского зрителя самыми популярными были индийские кинофильмы, их посещали почти все взрослые жители деревни. Так как клуб был небольшой, то и вмещались все с трудом. Многим приходилось стоять в пороге, а то и на крыльце, в летнее время.

Пока не демонстрировались детские фильмы, тем счастливчикам, которым удавалось незамеченными пробраться в помещение, приходилось прятаться в укромном месте под лавками. Только гас свет, они пробирались к экрану и сидели подняв головы вверх, в полуметре от него. Неудачникам приходилось довольствоваться просмотром фильма в небольшую щель окна, но и оно было не всегда приоткрытым. Некоторые "изобретатели", договаривались со взрослыми или заранее протягивали крепкую нить и отодвигали занавес окна. Смотреть через такую щель, могли двое или трое. Устраивали очерёдность, но в итоге, смысла не понимал никто. Однако сам процесс щекотал нервы. В то время, как очередники смотрели кино, остальные стояли на стрёме, не от киномеханика, а от Василия Фёдоровича, который держал это киношное дело своих учеников, под контролем. Он мог появиться за клубом в самый неподходящий момент. Услышав сигнал тревоги, все бросались врассыпную. Казалось всё кончалось благополучно, никто не был остановлен, но на следующий день он со знанием дела перечислял всех поимённо. Мог просто войти в клуб, включить свет во время сеанса и проверить наличие любителей кино. Наказание было разным, вплоть до стояния в углу и вызова родителей в школу. Даже и после принятых строгих мер, почти ничего не менялось. "Любители" кино находили новые способы обезопасить себя. Длилось это до тех пор, пока не начался показ детских фильмов.

Хотя у Ани уже было двое сыновей, она продолжала демонстрировать кино в двух деревнях. В дороге случалось всякое. Иногда приходилось брать с собой и детей. Как-то весной, из-за внезапного разлива реки не было возможности переправиться домой. В тот раз она была со старшим сынишкой и не подоспей во время на помощь её муж, случилось бы непоправимое.

А случай, произошедший однажды летом, остался в памяти надолго. Отправив попутно киноаппаратуру, Аня отправилась в дорогу на велосипеде. Миновав полдороги, ей повстречался небольшой табун племенных быков, которых перегоняли на соседнюю ферму в сопровождении трёх верховых. Заметив приближающуюся Аню, один из животных, ринулся ей наперерез. Она старалась изо всех сил оторваться от него, но тщетно. Казалось вот-вот оно настигнет её. Может это бы и случилось, не окажись на пути канавы с водой и на другой стороне стоящего столба. Быки нарезали круги вокруг столба до тех пор, пока не подоспели перегонщики.

Только спустя двадцать лет после войны, появилась возможность строительства нового клуба. Жители деревни неоднократно обращались с таким запросом к сельскому депутату Татьяне Фёдоровне Исаевой. Она же в свою очередь выходила с этой просьбой на районный и даже областной уровень. Однако средств построить клуб в отдельно взятом селе, всё ещё недоставало. Когда эта проблема стала повсеместной, сверху была спущена директива о строительстве клубов во всех мало-мальски перспективных сёлах.

В середине 60 годов сельские клубы стали расти как грибы. Правда, это были однотипные здания, но для каждой деревни или села, то был настоящий дворец. Только по Чумаковской зоне их возвели около десятка штук. В самом селе Чумаково,
Елизаветинке, Угурманке, Сергиевке, Балмане и других.

После открытия новых клубов, всплеск общественной жизни поднялся на небывалый ранее уровень. В каждом из них появились фольклорные, эстрадные и детские художественные группы.

Открытие Сергиевского сельского клуба состоялось в канун Нового года - 31декабря 1968 года. В эту же осень, зиму и второе полугодие в деревне был бум рождаемости. Для маленькой деревни это было значимо. В период 2008-09г. клубу исполнилось бы 40 лет.

Родившиеся в 1968-69г. уже отметили своё сорокалетие.

Зорин Александр
Горбачёв Андрей
Позднякова Татьяна
Кулаев Александр
Кормачёва Татьяна
Захарин Сергей
Гнётова Елена
Осипенко Людмила
Осипенко Светлана
Михалец Сергей
Туник Сергей
Иванов Виктор
Соловьёв Сергей
О чём это говорит? Да о том, что улучшение социальных условий, благотворно влияет и на демографию населения. Последний всплеск рождаемости в деревне наблюдался после окончания войны 1941-45г.

Открытие клуба проходило в торжественной обстановке. В просторном, ещё пахнущем свежей краской фойе, красовалась нарядная лесная красавица. Прежде ёлку устанавливали в школе и всей деревней встречали Новый год. В день открытия клуба, установили одну общую ёлку.

После приветственных слов руководителей колхоза Пахомова Виталия Александровича и Киселёва Петра Ильича, состоялся концерт, подготовленный силами местной художественной самодеятельности и учащимися начальной школы.

Главным при встрече Нового года является появление деда Мороза и снегурочки, которых дружно вызывают дети. Подыгрывая им, в игру подключаются и взрослые. После их появления начинается самое важное для маленьких гостей - это раздача подарков. Их получали не только дети, но и самые пожилые жители деревни. Это была одна из традиций села.

В год торжественного открытия клуба, свой первый новогодний подарок получил и новый гражданин, находившийся ещё в роддоме, и не имевший еще имени. Ровесником клуба стал Кулаев Саша.

Приветствовать родившихся в канун Нового года, также являлось местной традицией. К счастливчикам, появившимся на свет в такой значимый момент, относятся Осипенко Василий, Глевчук Людмила, Кольман Олег.

СправочникНеобходимость поездок для показа фильмов в другие сёла у Ани, вернее Анны Ивановны, отпала. Выпуск квалифицированных киномехаников увеличился, и в каждой деревне была закреплена своя единица. Вскоре и у неё появились последователи. Заметив привлекательность профессии, молодые люди окончили курсы киномехаников в Новосибирске. Это Лупеко Василий и Пятин Владимир, позднее Туник Татьяна.

Наконец-то Анна Ивановна перебралась из своей маленькой, холодной кинобудки, в светлую и тёплую. В ней было две установки КН-16 и необходимость прерывать фильм отпала.

В летнее время, кино планировалось на 9-10 часов вечера, в зимнее на 8 часов вечера. Детские фильмы намечались на 4 часа дня.

На работу Анна Ивановна приходила за 2-3 часа раньше. Контролировала сохранность, производила склеивание и перемотку кинолент, подготовив их тем самым к началу показа картины. При обнаружении дефектов, составлялся акт. Затем она спускалась в зал, и зрители приобретали билеты. Опоздавшие приобретали их у завклубом. Билет для взрослого стоил 20 копеек, детский 0,5 копеек. В новом клубе на сцене красовался широкий экран, и появилась возможность смотреть широкоэкранные фильмы.

Кинопленка

 

Рекламировать очередной фильм особой нужды не было. Деревня небольшая и каждому приходилось по несколько раз проходить мимо щита с афишей. Постоянным местом афиши были двери сельского магазина и красный уголок на колхозной ферме.

Афиша

Обычно до начала фильма, участники художественной самодеятельности старались провести репетицию. Поскольку кинофильмы демонстрировались уже каждый день, генеральные проводились днём. Редко совпадало так, что очередной завклубом владел музыкальным инструментом, если нет, то приходилось приглашать со стороны и даже из другого села. Это Михалец Василий, Шнайдер Иван, Пытько Василий, Козлов Геннадий, Соловьёв Геннадий и другие - баян.


Концерты давали в разных клубах, во время летне-полевых работ для животноводов и механизаторов. Принимали участие в конкурсах художественной самодеятельности между коллективами района. В разные годы они проходили в сёлах Балман, Чумаково, Отрадненское и городе Куйбышеве. Многократно в этих конкурсах принимал участие коллектив народного творчества из Новосибирска под руководством Асанова.

Самодеятельность
В 80 годах в Сергиевском клубе состоялась встреча, с набиравшим популярность коллективом братьев Заволокиных.

Частыми гостями были многие коллективы города Куйбышева, с такими полюбившимися участниками, как солистка Тамара Зайченко и баянист Левицкий.

Будучи в турне по Сибири, на сцене клуба выступали именитые иллюзионисты и фокусники из Москвы и Ленинграда и других городов. Если проходило общее колхозное собрание или по случаю какой-либо даты, в клубе обязательно демонстрировался бесплатный фильм.

Постепенно приобретались музыкальные инструменты и аппаратура, присущая тому времени. В Чумаковском швейном филиале, были заказаны первые русские национальные костюмы. То были ярко-красные сарафаны и светлые кофты.

В орнамент отделки костюмов, каждый участник вкладывал уже свою фантазию. Хотя костюмы были изготовлены из простого, дешёвого материала, но сочетание красной, белой и голубой расцветки, делали их очень нарядными и броскими.

Ежегодно проводились мероприятия, как: встреча Нового года, день Советской Армии и Военно-морского Флота, проводы зимы, голубой огонёк к Международному женскому дню 8 марта, 1 и 9 Мая и отсевки, концерт в честь окончания полевых работ, день работника сельского хозяйства, чествование многодетных матерей, вдов погибших, у самовара, я и моя Маша, торжественная регистрация брака и многое другое.
Фото

Свадьба

Регистрация брака, 1990 год.



Зал клуба располагал 250 местами. Довольно просторная сцена, с тёмно-бордовой, бархатной занавесью. Четыре на 1,5х2 окна, выходящих на юг. Через несколько лет они были замурованы в связи с тем, что влияли на качество звука во время просмотра картин. Две двухстворчатые 2х3 двери выходили в фойе. С двух сторон галерки, две небольшие двери, так называемый чёрный выход. Со сцены дверь вела в артистическую.

Бильярд4х5 м занимала бильярдная комната. Приблизительно 10х10 м было отведено под фойе. Забетонированный пол красили обычно, тёмно-коричневой краской. Две колонны диаметром 80 см возвышались в фойе. На стенах размещались различного рода стенды, рассказывающие о жизни селян. Один из них был заполнен фотографиями фронтовиков, на другом красовались передовики производства и много другой информации. Три двухстворчатые 2х3 двери образовывали с северной стороны, сплошную стену. Средняя из них служила входом, две боковые являлись запасными. Наполовину они были из стекла и к тому же двойными.

Площадь новой библиотеки составляла 35-40 кв.м. У неё был отдельный вход. Просторное с четырьмя 1,5х1 окнами помещение. Количество книг увеличилось в разы, по сравнению со старой библиотекой. Однако радость селян длилась 10 с небольшим лет. В середине 70 годов, по прихоти некой особы, библиотеку перевезли в соседнюю деревню Андреевку, которая видно благодаря этому обстоятельству, здравствует и поныне. Освободившееся после библиотеки помещение, переоборудовали под бригадную контору.

За время своего существования, сменилось немало заведующих клубом. Ласточко Владимир, Осипенко Мария (бывшая библиотекарь), Дмитриева Вера и даже автор этих строк, которая, отработав полгода, успешно сдала экзамены на заочное отделение культпросвет училища. То было в 1971 году, в городе Новосибирске по улице Декабристов, руководитель Е. М.Гусева. По стечению обстоятельств, осуществиться планам не удалось. Не возымела положительного результата и беседа с руководителем отдела культуры Сильнягиным В.И. Причин было несколько и отработав неполный год, уволилась по собственному желанию, оставшись навсегда внештатным помощником клуба. Как говорят: если работать, то с полной отдачей, если нет, не стоит и начинать. К тому же любое начинание зависит не от тебя одного, а ещё и от людей находящихся у власти.

Отопление во всём здании было паровым. В пятидесяти метрах от него находилась кочегарка. Отопительный сезон начинался с половины октября и заканчивался серединой апреля.

Главным отопительным средством являлся каменный уголь. Работа была посезонной и в должности кочегаров без малого три десятка лет, отработали Осипенко Михаил Андреевич и Осипенко Михаил Васильевич. Основной их профессией была работа шофёра в колхозе. Они же и бесперебойно обеспечивали кочегарку углём. Работу свою выполняли добросовестно, благодаря чему никогда не наблюдались перепады температуры в клубе, что особенно было важно в зимнее время.

Это благотворно сказывалось и на работе технического персонала. Чего греха таить, ведь работать в помещении, где всегда тепло, намного приятней, чем там, где кружка с водой примерзала к бачку. От правильно налаженной работы кочегарки, во многом зависела и вся деятельность клуба. Уют и тепло, влияли на желание человека приходить сюда ещё и ещё. Если теплом обеспечивали кочегары, то уют во многом зависел от уборщицы. На этом поприще многие годы трудились Михалец Надежда, Лабковская Мария и одной из последних, Осипенко Татьяна.
Киногерои
Особенно позитивной была работа клубов в 60-70-80 и начало 90 годов. Всё делалось без тени намёка на какую-либо коммерцию, а для души и хорошего настроения людей. Многое менялось, но неизменным оставался наш замечательный киномеханик Анна Ивановна Осипенко. В её работе, никогда не было сбоев. Она в какой-то мере воспитывала подрастающие поколения сергиевской молодёжи. На примерах героев демонстрируемых ею фильмов, молодое поколение училось жизни. У каждого был свой любимый киногерой, перечислить которых просто невозможно.

Киногерои

Любимые киногерои.


Хотя киносеть и отдел культуры являются отдельными отраслями, но функции у них сродни, они всегда несли культуру в массы, особенно в деревне. Это почти всегда, один дружный коллектив.

Анна Ивановна постоянно принимала участие в художественной самодеятельности до своего ухода на заслуженный отдых. Отдав, казалось бы на первый взгляд простой, но очень нужной профессии киномеханик 36лет. За такой длинный период, многократно пришлось повышать свою квалификацию в Новосибирске. Уходя в марте 1993 года на пенсию, имела первую категорию киномеханика и зарплату в сто рублей. Пенсия на 2009 год, составляет три тысячи шестьсот рублей. Для сравнения - её первая зарплата киномеханика в 1957 году, равнялась 36 рублям.

За многолетний труд Анна Ивановна удостаивалась различных наград в том числе и "Ветеран труда". Её Фотография справедливо занимала своё почётное место на доске почёта. Своими успехами, как она говорит, в немалой степени обязана своей половинке, Михаилу Андреевичу Осипенко. Отработав сорок с лишним лет шофёром и по совместительству (кочегаром), прошли рука об руку с Анной Ивановной уже пол века. Имеют троих детей и семеро внуков, не за горами правнуки.

Развал СССР повлёк за собой много негативного. С уходом председателя колхоза "1 Мая", Осипенко Владимира Захаровича в районное управление, дела пошли не в лучшую сторону.

Если он, как коренной житель болел за общее дело всей душой, то пришедшие после него случайные люди, этим уже не страдали. В последние годы своего правления, Владимир Захарович смог выделить, из колхозного бюджета средства и сделать прекрасные навесные потолки в клубе.

Негативные перемены произошли и при смене заведующего клубом. Здесь так же стали править бал, всё те же безразличные ко всему люди. Из развлечений танцы под магнитофон, но годилось это 17-18-летним, кому за двадцать - нет. Кино, как таковое, после ухода Анны Ивановны, приказало долго жить. Причиной тому, были опять же случайные продолжатели её дела.

Остались только светлые воспоминания о тех прекрасных вечерах, когда в уютном зале Сергиевского клуба, гас свет и прожектор разрезающий темноту освещал экран, и слышалось успокаивающее стрекотание киноаппарата.

Многое, да почти всё зависит от человека. Он может вырастить сад, и он же может его уничтожить. Если он относится недобросовестно к порученному делу, есть вариант заменить его другим. Однако есть ситуации, когда не остаётся никаких вариантов. Не нашлось его и для Сергиевского клуба. Почему? Да потому что в 2007 году, как по взмаху волшебной палочки, исчез этот когда-то прекрасный клуб, навсегда.

Клуб д. Сергиевка

Недальновидные руководители колхоза "1Мая" или как его теперь величают, мотивировали тем, что за вырученные гроши (хотя ему нет цены), они якобы смогут купить хотя бы горючее для посевной. Очень "убедительно", аргумент сногсшибательный, ни добавить - ни убавить.

А почему было не спросить тех, кому он принадлежал и был дорог. Уничтожив единственный очаг культуры в деревне, эти горе руководители спокойно спят по ночам, не мучаясь угрызениями совести. От прекрасного когда-то клуба, где многие десятилетия кипела жизнь, осталась только груда битого кирпича. Во искупление совершённого греха, заставить бы этих очень "находчивых" товарищей, в том месте построить часовню и ходить к ней каждый день, прося о прощении. Хотя есть ли оно таким?

Солярка нужна и сегодня, чем компенсировать ещё??? При виде руин в центре села, сердце каждого здравомыслящего человека пронзает боль. Это разрушение, стало ударом из-за угла всем тем, кому Сергиевка является колыбелью. Не нашлось в тот момент силы, сумевшей противостоять этому безразличию и варварству.

Когда стоящие у руля ставят знак равенства между материальным и духовным, изменить что-либо очень сложно.

Такого не выдержали даже кирпичные стены, которые могли бы стоять сотни лет. Это было похоже на эпидемию, потому что та же участь, постигла клубы и в других сёлах.



Мария Кулаева, бывший депутат деревни Сергиевка.

Ноябрь 2009 года


Улица д. Сергиевка
Улица д. Сергиевка.



Осенние листья.

В саду под окном
Всё светлей и светлей,
Что же, Господи, там происходит?
А деревья сменили
Свой летний наряд,
Да и листья почти облетели.

Лежат на земле они
Плотным ковром,
Ещё ощущая друг друга,
Излучая вокруг
Красоту и тепло,
Накоплённые ими покуда.

Но всё ближе тот миг,
Расставания час,
Им в дорогу пора собираться.
Склонив свои ветви, деревья стоят
И под ветром,
Печально вздыхают.

Коснувшись листвы,
Ветер вдруг озверел,
Подхватил их в охапку и бросил.
Завертел, закружил,
Неспрося уносил,
Уносил их всё выше и выше.

Всё светлей и светлей,
В саду под окном,
Все листья уже облетели.
Ветер их уносил,
Уносил в никуда,
Но они то, не знали об этом.

В саду под окном,
Всё светлей и светлей,
Что же, Господи, там происходит?
А деревья сменили
Свой летний наряд.
Листья все уж давно облетели.


Maria
Декабрь 2005

Администрация сайта kainsksib.ru благодарит Марию Шнейдер (посетителя нашего ресурса) за предоставленную информацию.

Добавить комментарий

   
© 2006-2024 Город Куйбышев. Е-mail: admin[собачка]kainsksib.ru. Сайт не является средством массовой информации (ст. 8 закона РФ О СМИ-2014).