Уважаемые участники форума! Предлагаем вашему вниманию материал о вашем земляке. Мы думаем, что эта статья будет вам интересна.
Первый шахматный композитор Сибири Н.И.Николаев.
Его имя вы не найдете в шахматных энциклопедиях. Даже специалисты по истории шахматной композиции ничего не смогут вам о нем рассказать, хотя в свое время он был едва ли не ведущим составителем шахматных задач в Российской империи. И причина была не только в его отдаленности от шахматной цивилизации, но и в том, что он сам долгое время скрывал свое имя, обозначая себя только первой буквой фамилии, – N.
Очень сильно пришлось поблуждать и авторам этой статьи, прежде чем выйти на правильную дорогу. О том, как происходили поиски, можно написать целую книгу, но сегодня мы не будем отвлекаться на эту почти детективную историю, а расскажем о главном герое наших исследований – Николае Измаиловиче Николаеве.
Долгое время историю шахматной композиции Сибири вели от Дмитрия Васильевича Кларка – известного в 1860-1880-х составителя задач, своим творчеством открывшего шахматному миру три сибирских точки – Змеиногорск, Салаир и Барнаул, в те годы входившие в состав Томской губернии.
Но вовсе не Кларк явился первым шахматным композитором Сибири. Почти на десять лет его опередил другой представитель Томской губернии – Николай Николаев, живший в Каинске (ныне это город Куйбышев Новосибирской области). Причем уже первые его задачи, созданные в сложном жанре «кипергань» (так назывались задачи на обратный мат, в которых белые начинали и заставляли черных поставить мат белому королю), показали незаурядное мастерство сибиряка. Почему для своего творчества он выбрал столь нелегкий путь, можно только догадываться, но, возможно, обычные задачи на мат в два или три хода казались ему слишком простыми, поэтому в журналы он отправлял практически лишь многоходовые задачи и кипергани.
А началось все в 1856 году, когда в немецком журнале «Шахцайтунг» появилась необычная заметка о неком «шахматном друге из Сибири», благодаря корреспонденциям которого эта дикая, как думалось европейцам, территория, предстала совсем в ином виде. Перечислялись города Тобольск, Томск, Иркутск и Нерчинск, упоминался Байкал, говорилось о театрах и прочих достопримечательностях, а далее высказывалось восхищение задачей на обратный мат, составленной как раз этим самым «шахматным другом» и опубликованной под «ником» Von Herrn N. zu Kainsk in Sibirien.
Следующая задача (и снова кипергань) под этим псевдонимом была опубликована в 1857 году (и обычная трехходовка – в английской газете The Illustrated London News), а в 1858-м вышли уже четыре задачи, две из которых были многоходовками, а еще две –киперганями (в 8 и 10 ходов). Подпись под ними стояла при этом уже немного другая – Von Nxxx aus Kainsk in Sibirien.
Лишь в 1859 году сибирский композитор раскрыл свое имя, начав подписывать задачи как Herr Nicolaew in Kainsk или Von Herrn Nicolajew zu Kainsk. И в том же году в России начал выходить журнал «Шахматный листок», в котором первыми же задачами (номер 1 и 2) оказались как раз задачи «Н.Николаева (из Каинска, в Сибири)». А далее одна за другой вышли еще четыре задачи. «Ваши задачи очень хороши, все они будут напечатаны» - писал Н.И.Николаеву на страницах журнала его редактор В.М.Михайлов, который и сам был неплохим композитором.
Это был самый плодотворный год Николаева, опубликовавшего три задачи в «Шахцайтунге» и шесть – в «Шахматном листке». И хотя задачи в российском журнале были перепечатками из немецкого издания, сам факт, что их публиковали в таких количествах, говорил о многом. А вот в 1860 году уже ни одной задачи Николаева нигде не появилось, и объяснение столь резкому обрыву его творческого полета мы нашли уже только в закромах Государственного архива Томской области.
Итак, кем же был этот незаурядный человек? Родился Николай Измаилович Николаев в 1829 году в Санкт-Петербургской губернии, в семье выпускника Военно-медицинской академии обер-офицера Измаила Николаева. Судя по всему, отец рано умер, и детей – Николая и Якова, который был на пять лет моложе, – воспитывала их мать, Мария Григорьевна. Жили очень бедно, возможно, по этой причине семья и переехала в Томск, где с 1842 по 1849 годы Николай учился в губернской гимназии. По ее окончании он был направлен в Каинское уездное училище, где работал учителем арифметики и геометрии, а также (по необходимости) – русского языка, чистописания, черчения и рисования. Здесь же учился и его брат Яков.
Вскоре после начала работы в Каинске он женился на Раисе Поздышевой – дочери местного купца Василия Ивановича Поздышева. У него появился свой дом, в 1853 году родилась дочь Людмила, в 1856-м – Милия, в 1857-м – Александра (увы, она в том же году умерла). Он не только преподавал, но и исполнял обязанности штатного смотрителя училища, что давало дополнительный доход. Видимо, жизнь постепенно начала налаживаться, на этот период (1858-1859 годы) приходится пик его композиторской деятельности. К тому же в 1859 году он получил долгожданный чин губернского секретаря, на который был представлен еще в 1853 году.
Но осенью 1859 года его здоровье стало ухудшаться. На протяжении всего октября его мучили болезненные припадки, а в начале ноября он «захворал весьма тяжко и опасно», как сообщалось в рапорте членов педагогического совета Каинского уездного училища вышестоящему начальству. И вскоре Николая Измаиловича не стало. Точной даты его смерти пока не обнаружено, но, судя по всему, это произошло в самом начале 1860 года. Ушел он совсем молодым – ему едва исполнилось 30 лет.
А еще через пять лет начала восходить звезда другого сибиряка – Дмитрия Кларка, продолжившего славную летопись шахмат Томской губернии. Он был на год старше Николаева и стартовал на поприще композиции почти на десять лет позже, но его шахматный век оказался значительно дольше. И задач он составил не пару десятков, как Николаев, а многие и многие сотни, оставив потомкам богатое шахматное наследство.
Татьяна Магазинникова (Томск), Рамиль Мухометзянов (Иркутск), Владислав Новиков (Москва).
Ассоциация любителей шахматной истории Сибири и Дальнего Востока. E-mail: chessns2016@yandex.ru.