Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Бронепоезд Сибиряк-Барабинец
Город Куйбышев > Куйбышевский форум > Каинск исторический
Петрович
В ноябре 1941 года руководству паровозного депо Барабинск телеграфным указанием Государственного комитета обороны была поставлена задача создать бронепоезд: одеть в броню паровоз, оборудовать четыре платформы для установки пушек и пулеметов, одну платформу для зенитной установки, две — для перевозки верхнего строения пути (шпал, рельсов, накладок, костылей и прочего), укомплектовать две бригады в два лица с правом управления паровозом, подобрать четырех машинистов. «Чертежи и дальнейшие указания получите». Уже в день получения телеграммы определились, кто конкретно будет занят подготовкой бронепоезда, какой для этого выделить локомотив. Приступили к решению вопросов обеспечения инструментами, материалами.

Начальником строительства был назначен Константин Николаевич Голиков — начальник депо, инженером - Константин Николаевич Веревкин, мастером - Константин Петрович Мецнер.

Основные подразделения строителей укомплектовывались рабочими инструментального, хозяйственного, котельного, газоэлектросварочного и подъёмочного цехов, а также вагонного депо, дистанции сигнализации и связи.

Образовывались бригады слесарей-инструментальщиков и слесарей, которые возглавили А. М. Бирюков и А. М. Немочен.

Уже 22 ноября они получили чертежи на свой объект «Установка поворотных механизмов». Для этого отводился месяц, но рабочие решили закончить важнейшее задание к 19 декабря,

Для бронирования был взят паровоз серии Ов № 5744, который перевозил грузы по ветке Барабинск—Каинск-Барабинский (в Куйбышеве). Платформы использовали из резерва Министерства путей сообщения.

Строительство бронепоезда началось 23 ноября 1941 года. Сначала провели средний ремонт паровоза. Им занималась бригада мастера Семена Федоровича Бабкина.

Ремонт и наладка котельного оборудования выполнялись под руководством мастера котельного цеха Степана Николаевича Рогулёва замена тормозов на более мощные системы «тандем» осуществлены А. А. Бабенковым и И. Д. Митрохиным. Был утвержден твердый график производства работ. Его соблюдение и качество контролировал старший приемщик МПС Василий Феофанович Литвинов. После ремонта паровоз был передан в дальнее депо (ныне производственные цеха завода «Промсвязь»).

Петрович
Расчеты показали непригодность имеющихся осей, как у локомотива, так и у платформ, Так, нагрузка на ось у паровоза серии Ов до 13 тонн, а её следовало довести до 19. С этой целью основные колесные центры локомотива были распрессованы, и поставлены оси от паровоза серии СО19. СО19 это паровоз СОк, о котором мы уже упоминали. Произведена была также полная модернизация экипажной части маломощного паровоза с учётом нагрузки, которая возрастала после того, как будет одета броня. Для её крепления следовало установить каркас, закрывающий весь паровоз, а затем к нему с помощью болтов и заклёпок прикрепить бронированные щиты.

Поставщиками брони были уральские заводы, которые обеспечили бронированную защиту всему поезду, кроме одной бронеплощадки, одетую в броню Новокузнецкого металлургического комбината. Плиты представляли собой «сырец», то есть нецементированную броню различной толщины, от 20 до 40 миллиметров.

Для усиления осей колесных пар двадцатитонных платформ и других деталей ходовой части, модернизации были подвергнуты и платформы, предназначенные под бронеплощадки. Казалось, что в условиях неспециализированного предприятия не удастся сделать из обычного подвижного состава грозную боевую крепость на колесах, способную поражать врага на земле и в воздухе. Но люди, занятые этим, глубоко верили в то, что задание Комитета обороны будет выполнено. Работать приходилось по 12 и более часов. Многие детали делались кустарным способом, без необходимых заготовок и расчетов. Помогали самоотверженность, рационализаторская смекалка передовых рабочих.

С большим трудом были изготовлены радиально-упорные подшипники под основание башен. Для этого пустили в дело бандажи пассажирского паровоза. Обтачивали их токари механического цеха И. Д. Томилов и Дружинин. Центральные оси-цапфы и втулки к ним ковали кузнецы Ф. Д. Ладис, М. И. Гончаров, Г. Шатров и П. И. Горовцов. Токарную обработку производили Ф. Л. Ярушок, М. К. Пахомов, Л. И. Жирнов, П. В. Ермаков и другие.

Поистине ювелирную точность надо было соблюдать при обточке шариков для поворотных механизмов. Их требовалось несколько сотен. А диаметр каждого составлял 52 миллиметра. Выход предложил рационализатор слесарь Федор Федорович Чубаров. Он изобрел специальное приспособление для обточки шаров. А токарь Н. Н. Таюров на фрезерном станке подверг обработке добрую их половину. Это же приспособление применили и в депо Омск при строительстве бронепоезда «Омский железнодорожник». За доблестный труд в годы войны, в том числе и за проявленное творчество Н. Н. Таюров был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Петрович
После изготовления шаров для радиально-упорных подшипников нужно было произвести термообработку для закалки и галтовку (обкатку). Дело значительно было ускорено после того, как Ф. Ф. Чубаров предложил изготовить и опробовать галтовочный барабан. Испытания прошли, успешно.

Фрезеровка зубьев червячных шестерен и звездочек была поручена П. В. Ермакову и И. Е. Шудину, который впоследствии был удостоен почетного звания «Гвардеец тыла» и ордена Красной Звезды.

Все детали отправлялись для последней обработки, сборки и монтажа бригаде слесарей-инструментальщиков, в которую входили: А. М. Бирюков (бригадир), И. К. Ивохин, В. С. Акимкин, Е. А, Некрасов, А. Г. Моков, И. А. Лаврутич, а также электросварщик И. В. Железовский, газосварщик Ф. А. Ващенко.

Они с честью сдержали данное слово - закончили сборку поворотных механизмов к 19 декабря. После этого можно было устанавливать боевую технику, навешивать броню. Слесари-инструментальщики работали в две смены. Бригадиру же А. М. Бирюкову приходилось не покидать в течение 16 —18 часов своего места, а зачастую и ночевать в цехе. Тяжелый изнурительный труд изматывал людей. Почти не выходили из цеха К. Н. Голиков и К. Н. Веревкин, стараясь организовать четкую работу обеих смен.

Одновременно бригадой слесарей А. Немочена в составе М. Фирзина, Ф. Нотова, П.Н. Пахомова, И.Д. Томилова велась заготовка каркасов для навешивания брони. Они начали устанавливаться 20 декабря 1941года после сборки поворотных механизмов на площадках. Нелегким делом для этого небольшого коллектива была установка 76-миллиметровых пушек, которые сверху закрывались башнями наподобие танковых.

Бригада инструментальщиков занялась подгонкой крупнокалиберных пулеметов, изготовлением снарядных шкафов-стеллажей, тормозов, разметкой листов брони. С целью ускорения работ сюда были направлены И. И. Драгомиров, В. Боровков, Д. Т. Степанов, П. В. Крылов, И. И. Баянов, М. Рогулев, а также подключены слесари вагонного депо В. Гулюкин, В. Леонов, В. Акимкин, И. Басалаев.

Приходилось делать много сверлений под болты и заклепки. Эту работу осуществляли Д. Жарков и Ф. Печев. Сверла быстро тупились и изнашивались, так как броня была твердой. Для заточки сверл был специально поставлен Ф. Ф. Чубаров.

Навешиванием брони на паровоз занималась дополнительно образованная бригада Н.Т. Бойкова. В нее вошли И. А. Лаврутич, А. И. Лебедев, В. Липовка и другие, кто отличался недюжинной физической силой. Правильных прессов и специальных приспособлений для того, чтобы при­дать броневым листам нужную форму, не было. Правку производили ударами кувалды, которая весила более 20 килограммов.

Во время монтажных работ, особенно когда включалась пневматика, и колотили кувалды, стояли невообразимый шум и треск. Человеческого голоса не было слышно. Котельщики под руководством С. Н. Рогулева производили настил и крепление стальных листов на площадках, а после установки каркасов и орудий — навешивание и крепление брони. Электро - и газосварочные работы выполняли Ф. Казанцев, Ф. Ващенко, К. Захаров, Аверкович.

Постепенно преображался вид бронепоезда. На паровозе была установлена командирская рубка. Весь он обрёл обтекаемую форму. На тендере расположили крупнокалиберный пулемёт, для стрельбы по воздушным целям. Платформы стали напоминать танки на железнодорожном ходу. Каждая бронеплощадка имела орудие и четыре пулемётных гнезда.

Две платформы были укомплектованы рельсами, шпалами, крестовинами, стрелочными переводами и путейским инструментом. Это всё было необходимо на случай восстановления разрушенных участков пути.

На заключительном этапе строительства бронепоезда предстояло смонтировать отопление, освещение и акустическую связь.

Сборкой отопительного оборудования занималась бригада А. Немочена, проводкой освещения рабочие электроцеха Н. М. Егоров и Г. Лесковский, телефонную связь между командирской рубкой, паровозом и боевыми расчетами обеспечили связисты седьмой дистанции сигнализации и связи.

Массовый трудовой героизм железнодорожников, стремление внести личный вклад в осуществление призыва партии «Все для фронта, все для победы над врагом!» позволили раньше намеченного срока, к 24-й годовщине Красной Армии, то есть к 23 февраля 1942 года закончить работы полностью.

Боевую машину приняли: командир 47-го отдельного дивизиона бронепоездов майор Пухов, комиссар дивизиона К. Рощин, командир бронепоезда А. Цимбаревич, комиссар бронепоезда А. Ф. Трусов. Решено было назвать бронепоезд «Сибиряк-барабинец». Этим подчеркивалась большая заслуга всех железнодорожников узла, независимо от профессиональной принадлежности и степени участия в создании бронированного богатыря, которому предстояло разить ненавистного врага. Ему присваивался № 639. Вторым бронепоездом, входящим в дивизион, был «Омский железнодорожник».

Командирами бронеплощадок назначались М. П. Широков, И. С. Ремизов, Б. М. Мошинский, А. Довженко. Добровольцами пошли на бронепоезд барабинцы: дорожный мастер С. Д. Устьянцев, ставший командиром пулеметно-восстановительной команды; работник отделения дороги Л. Д. Кизилов (командир пулемётного отделения), инженер отдела эксплуатации отделения И. Т. Копылов был назначен заместителем командира дивизиона по технической части. Паровозным техником - А. В. Широков, командиром бронеплощадки Ф. В. Осокин.

Машинистами бронепоезда - Василий Феофанович Литвинов - старший приемщик Народного комиссариата путей сообщения, Пётр Константинович Мялицын - машинист-инструктор, Андрей Иванович Воложанин и Николай Семенович Чернов - машинисты паровоза.

Предстояло решить немаловажный вопрос - как обеспечить высокую боевую готовность бронепоезда, маневренность при условии минимального количества людей, обслуживающих поезд и боевую технику? Выход был один - обучить смежным специальностям весь персонал. Орудийные расчеты, пулеметчики, разведчики должны были владеть путейскими профессиями, они же входили и в восстановительную команду. То же и с боевой техникой. Каждый должен четко знать и исполнять обязанности артиллериста, пулеметчика, связиста.
Петрович
Условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Вот требования одной из инструкций: «Солдат бронепоезда должен иметь крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твердость характера». И это не случайно. Во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты от паровозного дыма и пороховых газов, летом было жарко, зимой – холодно, теснота, звон ударов пуль и осколков, а нередко – рядом убитые и раненые. Таково «поле боя» солдат бронепоездов.

После того, как были укомплектованы боевые расчёты, нужно было произвести обкатку поезда, пристрелку орудий и пулеметов. Положительный результат был получен при обкатке бронепоезда и испытания огневых средств на Каинской ветке.

Сокращению сроков строительства бронепоезда способствовало то, что при всех создавшихся трудностях хорошо была организована поставка броневых листов, нужных видов металла, других материалов, средств вооружения. Своевременно были обучены люди, полностью укомплектованы экипажи, орудийные и пулеметные расчеты.

Уже в Барабинске были образованы три паровозные бригады. Первая - машинист В.Ф. Литвинов, помощник машиниста П.В. Юрпалов, кочегар М.В. Калинин; вторая - машинист А.И. Воложанин, помощник машиниста В.Т. Батищев, кочегар С.Г. Плесовских; третья - машинист Н. С. Чернов, помощник машиниста И.П. Голиков, кочегар Н.И. Пушилов (фотографии машинистов из историко-археографической справки депо).

Старшим машинистом был назначен П.К. Мялицын.

Для бронепоезда и его экипажа начиналась новая жизнь. Издав длинный прощальный гудок, он взял курс на запад, туда, где шли бои.







На параде Победы в торжественном марше победителей прошёл по красной площади старший машинист бронепоезда «Сибиряк-барабинец» П.К. Мялицын.

По материалам музея боевой и трудовой славы локомотивного депо Барабинск, Барабинского краеведческого музея, отдела архивной службы администрации Барабинского района, газеты «Строитель коммунизма». Фотографии из фондов музея боевой и трудовой славы локомотивного депо Барабинск, кроме фотографии корпуса завода «Промсвязь» (ЗАО «Связист»)

© из сети Интернет
Петрович
Из "Акта о состоянии боеготовности 47 отдельного дивизиона бронепоездов".
5 апреля 1942 г. комиссия под предводительством начальника 1 отдела [боевой подготовки] Управления бронепоездов полковника Васильева Н.В. ...
...произвела проверку и установила:

1. Формирование дивизиона начато: 1-го БП на ст. Барабинск 18 декабря 1941 г.; 2-го БП на ст. Омск 18 декабря 1941 г. Закончено 3 апреля 1942 г.
Командир дивизиона капитан Пухов Ф.З.
комиссар дивизиона старший политрук Рощин К.П.

2. Дивизион сформирован по штату №-016/303 в составе двух легких бронепоездов.
1-й БП: командир - лейтенант Цимбаревич В.К.; комиссар - ст. политрук Трусов А.А.
2-й БП: командир - ст. лейтенант Колокольцев Н.А.; комиссар - политрук Киняшев В.А.

3. Постройка бронепоездов производилась:
1-го БП депо ст. Барабинск Омской ж.д.
2-го БП депо ст. Омск Омской ж.д.

4. Приемка БП от заводов в состав 47-го ОДБП оформлена актами 10 февраля 1942 г.

5. Матчасть бронепоездов проверена пробегом на 3500 км и отстрелом на Голутвинском полигоне [г. Коломна]

6. Личный состав дивизиона укомплектован, боекомплектом и основным табельным имуществом обеспечен согласно прилагаемой ведомости.

7. Базы бронепоездов и дивизиона подвижным железнодорожным составом обеспечены.

8. Боевая подготовка дивизиона проверена на боевом выходе бронепоездов с проведением орудийных и пулеметных стрельб.

9. Дивизион боеспособен.

Материальная часть.
Бронепаровозы.
Бпр. №-1 Ов 5744 (срок полного освидетельствования котла - 28.12.40 г.); Бпр №-2 Ов 6211 (срок полного освидетельствования котла - 13.9.41 г.)
Депо бронирования - Барабинск (оба). Материал - сталь некаленая.
Бронирование котла - 20 мм
движения паровоза - 30 мм
будки машиниста - 35мм / 40 мм
тендера - 30 мм
движения тендера - 30 мм
командирской рубки - 30-20 мм / 30-25 мм
башни ПВО - нет

Зенитная пулеметная установка - ДШК 1 шт (на каждом).
Снаряжение и оборудование: рации нет, телефон есть, звуковая или световая связь - нет, рупор - есть, электрический свет и напряжение - есть, перископ машиниста - нет, приборы наблюдения в командирской рубке - стереотруба, отопление -паровое, кипятильник - есть.

Бронеплощадки.
1-й бронепоезд: бронеплощадки №125-128, площадка ПВО №-202.
2-й бронепоезд: бронеплощадки №129-132, площадка ПВО №-203.
Бронеплощадки двухосные 20-тонные. Бронирование: депо ст. Барабинск и Омск соответственно [кроме ПВО - их заказывали другому заводу специализированно]. Сталь некаленая.
Бронирование борта - 20 мм+80 мм воздушной прослойки+10 мм / 15мм+80мм+15мм
движения - 20 мм / 15 мм
крыши - 15 мм / 23 мм
орудийных башен - 20+65+10 мм / 15+80+15 мм
наблюдательных башен - брони нет.
Площадки ПВО: 20-тонные двухосные, сталь "мостовая", 30 мм

Вооружение: по 1 шт французской пушки обр. 1897 г. калибром 76 мм [в документах 75мм француженка всегда идет как 76 или даже 76,2 мм, в отличие от полячки]; по 4 бортовых ДТ в шаровых установках и по 1 ДТ в башнях в шаровых установках.
Пулеметных башен - нет, зенитных пулеметов - нет.
Площадка ПВО - по 2 ДШК на треногах.
Снаряжение и оборудование: каждая бронеплощадка - рупор, телефонная связь, электрическое освещение, паровое отопление, стеллажи на 192 снаряда. Звуковой или световой связи нет.
Скорость вращения орудийных башен на 360 градусов 1-2 минуты.
На орудиях установлены панорамы УПГ, в наблюдательных башнях бронеплощадок - перископы "Разведчик".
Бронеплощадки и бронепаровозы испытаны пробегом 3500 км от Барабинска до Москвы.
Орудия проверены отстрелом на полигоне ст. Голутвино завода им. Ворошилова.

Отстрел брони: бронебойной пулей 7,62 и 12,7 мм с 100 м, результаты:
в наклонных листах сырой некаленой стали толщиной 15-16 мм и вертикальных листах 16-17 мм достигается вмятина глубиной 7 мм.
Вертикальный лист паровозного тендера сырой некаленой стали толщиной 30 мм крупнокалиберной пулей ДШК достигает глубиной 28-29 мм; обстрел бронеплощадки бронебойной пулей ДШК достигает пробоины глубиной 30-31 мм, обстрел производился при температуре -25 градусов.

При установке французской 76 мм пушки расстояние от казенной части орудий до стенки орудийных башен - 1290 мм.
В базе дивизиона установлен на 20-тонной двухосной платформе 1 пулемет ДШК [зенитный].

Ведомость людей, боевой материальной части, вооружения, подвижного железнодорожного состава и табельного имущества 47-го ОДБП (3 апреля 1942 г.)
Комсостава (старшего и среднего) - 18
Начальствующего состава - 14
Младшего начсостава - 50
Рядового состава - 185 (104 человека рядового состава замещают мл. начсостав)
Итого - 276 человек.

Боевая матчасть:
Бронепаровоз - 2
Бронеплощадки однобашенные - 8
Контрольных платформ - 8
Платформ ПВО - 2
БА-20 - 1 (недостает - 1)
АМ легких, М-1 - 1
АМ грузовых, ГАЗ-АА - 2 (недостает - 1)
Мотоциклов с коляской М-72 - 0 (недостает - 1)
Мотоциклов без коляски ИЖ-9 - 3

Подвижной ЖД состав:
Вагонов классных - 1
вагонов крытых теплушек 2-хосных - 10
вагонов крытых 2-хосных - 12
вагонов кухонь 2-хосных - 3
вагонов мастерских 2-хосных - 1
вагонов техскладов 2-хосных - 2
вагонов техскладов 4-хосных - 4
платформ 2-хосных - 4

Вооружение:
Орудий 76,2 мм обр. 1897 г. французских - 8
Пулеметов:
крупнокалиберных ДШК - 7
танковых системы Дегтярева - 40
Винтовок со штыком "Маузер" - 86 (недостает - 40)
винтовок обр. 1891/30 г. - 14
пистолетов и револьверов - 20 (недостает - 20)
сигнальных пистолетов - 2 (недостает - 2)

Боеприпасы
Выстрелов к 76 мм пушке обр. 1897 г. - 2507
патронов винтовочных - 243280
патронов пистолетных и револьверных - 1000 (недостает - 1860)
патронов к сигнальным пистолетам - 80
ручных гранат - 1000 (недостает - 1480)
патронов ДШК - 16020

Связь
71ТК-1 - 1 (недостает - 1)
"Днепр" - 1

Источник: ЦАМО РФ, Ф. 38, Оп. 11358, Д. 38
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.