Цитата(Петрович @ 3.5.2009, 7:32)
В "редакционном портфеле" форума материалы по старому кладбищу лежат с прошлого лета - и фото, и статьи - о кладбище в свое время было написано немало...
ПОЗОР ГОРОДА
Старое каинское кладбище. Тихо, безмятежно опадает желтая листва на могильные холмики, поросшие густым бурьяном. Ржавые железные оградки утопают в густых зарослях черемухи, сирени, акации. Скорбь и уныние вызывает этот заброшенный погост, превращенный в проходной двор. Больно смотреть на развороченные мраморные плиты, на раскопанные, загаженные купеческие могилы, на разграбленные склепы, на ржавеющие листочки ажурной беседки. Кощунство и беспредел творятся у нас на глазах. Совсем рядом от нас оскверняется, заплевывается святое место – могилы наших пращуров.
В далеком прошлом персидский царь Ксеркс никак не мог покорить своенравных скифов. Гордые кочевники дерзко отвечали грозному повелителю, перед которым трепетал не один народ: «Вы поставите нас на колени только тогда, когда найдете могилы наших предков». Для вольных скифов память усопших была священна. За неё, за огромные могильные курганы они готовы были драться до конца.
А что же происходит с нами? То ли мы окончательно ополоумели, то ли доживаем последний век. Не укладывается в голове, как можно было уничтожить, загадить собственную историю. Коммунистическая безбожная идеология подвела нас к конечной черте бесстыдства и беспредела. Уничтожив храмы и мечети, превратив священников в послушных приспешников госбезопасности, коммунисты испепелили нравственность и мораль. Великая православная вера, которая врачевала и воспитывала душу человека, была окончательно разрушена. После этого началась дикая вакханалия. В народе исчезала какая-либо святость.
Мы можем спокойно устраивать свалку на могилах наших отцов, спокойно взирать на затоптанное, поросшее бурьяном кладбище. Нас совсем не мучает совесть. Мы давно перестали бояться божьей кары и всевышнего суда. Мы не верим ни в черта, ни в бога, ни в светлое будущее. Поколение без веры - это страшно. Страшно, что старое каинское кладбище, осколок прошлого, исчезает у нас на глазах. Когда-то, на этом месте возвышалась красивая часовенка. В небольшом уютном помещении совершался древний обряд христиан - отпевание. Старые люди помнят ее. Она была красиво расписана, в центре располагался поминальный венок. Он завораживал каинцев своим изяществом. Чудные листочки, выполненные из цветного металла, обрамляли прозрачные фарфоровые розы. В тридцатые годы коммунисты уничтожили часовенку, а позже началось страшное, дикое разграбление могил.
Я стою возле груды мраморных плит, среди развороченных надгробных памятников. Каждый из них – настоящее произведение искусства. Вот надгробие, выполненное из черного мрамора. На нем читаю причудливую вязь: «Потомственный почетный гражданин Иродион Семенович Волков, 14 сентября 1914 года». На другой стороне надгробия написано: «Павла Капитоновна Волкова, 2 января 1891 года, младенцы Александр, 2 мая 1880 года, Василий, 6 июля 1888 года, Иоанн, 9 декабря 1890 года». Рядом надгробие из красного мрамора с надписью: «Здесь покоится раба божия Ксения Дмитриевна Ерофеева, скончавшаяся в святую великую субботу 13 апреля 1913 года в 5 часов утра. Жития ея было 88 лет». Недалеко возвышается огромная мраморная плита в виде башенки. На квадратной тумбе поминальная надпись: «Здесь покоится прах каинского второй гильдии купца Ивана Семеновича Кокушкина, умершего в 1898 году 25 января на 75 году жизни». В густых кустах сирени проглядывает надгробье, зверски изуродованное зубилом. Надпись читается с трудом: «Здесь покоится тело отрока Луки Ивановича Шкроева, 20 декабря 1889 года. На девятом году жизни». Не правда ли, знакомые, громкие фамилии, которые были известны не только в Томской губернии, но и далеко за ее пределами.
Да, здесь когда-то находился прах известных каинских купцов и их родственников. Увы, ныне эти могилы осквернены и разграблены. Надгробные памятники разбросаны. Так, надгробье Александру Георгиевичу Сафонову выброшено за пределы кладбища. Существуют ли границы нашему вандализму и одичанию?
Одна из женщин утверждала, что на новом кладбище есть мраморное надгробье, на котором зубилом забита фамилии покойного купца Волкова, а рядом выбита фамилия нового хозяина. Вот он - апофеоз кощунства. Это все равно, что снять с покойного костюм. Неужели людей не мучает совесть, неужели они не боятся возмездия за содеянное?!
А впрочем, все это для набожных, темных людишек. Так считали воинствующие атеисты. Именно с их благословения щебенилась дорога до хлебоприемного комбината надгробными плитами с еврейского кладбища. Удивительно красивые памятники из красного, голубого, зеленого мрамора срывали с еврейских могил и дробили в камень. Позднее его рассыпали по ухабистой дороге. Подобный вандализм возник не сразу. Долгие годы усердные ленинцы вколачивали в наши головы коммунистический маразм, оскверняя и завирая историю. Образ российского купца стал нарицательным: «лабазник», «лавочник», «торгаш» или «купчинка», «купчишка». Уже и купцов-то в России нет, а пренебрежение к ним осталось. Откуда оно? Кто к торговым людям такое отношение выказать пожелал? Не простой, поди, лапотник, тому купец и работу давал, и силу над ним немалую имел. Скорее те слова соскочили с языка людей высокого положения, которым эти самые купчишки дорогу перебегать стали - к власти, к жирным дармовым кускам. Много доброго сделали торговые люди.
И сходивший за три моря Афанасий Никитин и наполнивший русским духом Калифорнию и Аляску Шелихов. И множество других, трудами, инициативой и сметкой прирастивших богатство и славу отечеству. Думается, каинские купцы из той же когорты. Так почему же их могилы находятся в запустении и разоре?
На этой неделе я показал это кладбище священнику храма Иоанна Предтечи Отцу Олегу. Увидев разграбленные могилы, оскверненные памятники, он возмущенно воскликнул: "Да это же позор города! Необходимо заставить местных чиновников выделить деньги для наведения порядка и сохранения оставшихся святынь.
Прав священник, сто раз прав. Только навряд ли отцы города обратят на эту проблему внимание, скорее, они затеют очередную тяжбу с неудобным священником, который режет в глаза матку-правду. Ведь додумались же угодливые чинодралы и блюдолизы пугать судом непокорного российского батюшку за якобы незаконное перезахоронение священника, мощи которого долгие годы находились под гаражами «Горкино». И как у них поворачивается язык рассуждать о законности и незаконности, когда факт прошлого вандализма налицо.
Город Каинск имеет богатую, уникальную историю. Но ее необходимо восстановить, переосмыслить, дабы не увечить больше мозги подрастающему поколению.
В. Тырышкин.
«Каинский вестник» № 41(59).12.10 - 19.10.1991 г.
Статья 1991 года, на дворе 2009-й, коммунистов и в помине нет, а кладбище - по-прежнему позор города.
Может, дело совсем не в коммунистах?..